Выход фотоальбома приурочен к 145-летнему юбилею одного из самых известных архитекторов Украины – поляка Владислава Городецкого, который родился 4 июня 1863 года. В конечном итоге, если бы не его фантасмагорические изыскания, Киев, возможно, остался бы без богатого скульптурного «бестиария» на фасадах домов конца XIX – начала XX века да и, быть может, вообще без столь роскошного архитектурного модерна.

О работах Городецкого в Киеве не знает разве что лентяй или неуч. Самые известные его здания – Национальный художественный музей, караимская кенасса (в настоящее время – Дом актера), костел св. Николая и, конечно же, Дом с химерами. Однако в Киеве было намного больше зданий, спроектированных и построенных Городецким или созданых под влиянием находок архитектора-модерниста.

Крупнейший в Украине знаток жизни и творчества Городецкого – культуролог Дмитрий Малаков. В 1999 году, будучи заместителем директора Музея истории Киева, он издал книгу «Архітектор Городецький». Это был основательный научный труд о Городецком со ссылками на архивные материалы, со старыми фотографиями и уникальными чертежами. Единственный недостаток книги состоял в том, что фотографии в ней небольшие, а печать не очень качественная, что не позволяет рассмотреть до тонкостей работы Городецкого.

Нынешнее издание от «Граней-Т» – продолжение предыдущей работы Малакова. И, конечно, отличается оно тем, что содержит большое количество фотографий. Львиную долю в альбоме составляют современные фото: колонны, арабески, скульптуры со всех сторон и во всех ракурсах, а к ним – подробные пояснения. В меньшей степени, но представлены архивные фото и открытки, на некоторых из них зафиксированы сооружения, которых уже давно нет в Киеве: как, к примеру, Николаевский цепной мост (взорванный в 1920 г.) или роскошный доходный дом по улице Большая Васильковская.

К каждому из вышеупомянутых выдающихся творений Городецкого приобщена справка о сооружениях, представляющих аналогичный стиль, но в других странах мира. Например, статья о Художественном музее содержит справку об Афинском Парфеноне, в статье о кенассе – упоминание о замке Альгамбра в испанской Гранаде. На последних страницах издания представлено краткое жизнеописание Владислава Городецкого.

Но личностью одного лишь Городецкого издатели в данном случае не ограничились. Раздел «В пространстве города» раскрывает тот облик Киева, который мы любим и который с каждым годом становится все призрачнее. Со многих домов уже исчезли маскароне, у грифонов отпали хвосты, пышнотелые ангелы утратили свои крылья. Это особенно видно на фотографиях, представленных в альбоме, – без ретуши и фотошопа.

А что же Городецкий? «Городецкий – феномен исключительно киевской архитектуры. – Написал в послесловии к изданию культуролог Сергей Крымский. – В Киеве прослеживается пересечение эпох: одновременно сосуществуют язычество, христианство, героика времен Мазепы. Это и позволяет фантазийной стилистике Городецкого свободно чувствовать себя среди холмов, на склонах оврагов, над обрывами, у речных потоков». От себя добавим: пока еще.

Заказать в Магазинчике