Большая Васильковская (пока еще Красноармейская), Жилянская, Совская (Физкультуры) — все эти древние дороги испокон веков вели из стольного града в одноименные населенные пункты. Правда, улица Жандармская, в связи с постройкой на ней в 1893 году церковью, была переименована в Мариинско-Благовещенскую. Большая Васильковская славилась своими базарами. Пальму первенства постоянно удерживал Бессарабский рынок. Вторым по значению был Троицкий базар, расположенный там, где сегодня станция метро “Республиканский стадион”. Замыкал ряд Владимиро-Лыбедской базар (здесь сейчас Дворец “Украина”).

На пересечении с улицей Полицейской была Конная площадь, где проходили ежегодные конные ярмарки. Раньше лошадиные аукционы были на нынешней площади Европейской, но после того, как в 1806 году там был построен первый в Киеве театр, площадь из Конной превратилась в Театральную, а ярмарку перенесли. В 1891 году по маршруту “Крещатик — Б. Васильковская” была пущена первая киевская конка. Так что у бессарабских извозчиков появился грозный конкурент в образе нового вида городского транспорта — с разноцветными вагонами, желтыми сиденьями и седобородыми кондукторами. А на Полицейской улице вскоре разбили уютный скверик, в центре которого установили чугунный фонтанчик с русалками. Он, кстати, работает и сейчас.

Достопримечательностями Большой Васильковской были бани. Правда, они не могли соперничать с термами Калигулы. Но в этом была и особая прелесть: холодное пиво и тропические парные, сушеная вобла и березовые венички, добавьте прохладные свежие простыни, которые посетители перебрасывали через плечо, как тогу, что придавало им сходство с римскими патрициями. Южные “оазисы чистоты”, выходящие фасадом в сторону стадиона, назывались Троицкими, а северные, что размещались на Караваевской площади (ныне пл. Толстого) — банями Михельсона.

Весь Киев знал и любил отели, трактиры, магазины и два кинотеатра Большой Васильковской. Несмотря на разную степень “нищеты и блеска”, все они имели пышные названия: “Гран-Империаль”, “Пале-Рояль”, “Чары”, “Одеон”, “Метрополь”, “Таврида”, “Петербург”. Ну а в конце улицы находились увеселительные дома и прочие заведения сомнительного толка. Здесь была и та самая “Яма”, которая придала имени Александра Куприна еще более широкую известность и популярность.

Куприн не раз говорил, что события, описанные в его произведении, могли бы происходить в любом городе: в Одессе, например, или в Петербурге. Но привязка “Ямы” к киевской топонимике очевидна. Здесь и катание на лодках по Днепру, и студенческие сходки на Бессарабской площади, и посещение известного кафешантана “Шато-де-Флер”, и празднование очередной годовщины Лавры, и угодники в пещерах, и мясники “с ближних боен”. Рядом, действительно, находились скотобойни. Поэтому и улица, где они размещались, называлась Боенской (сейчас Ивана Кудри).

Фактически Боенская улица была последней улицей, которая пересекала Большую Васильковскую в южном направлении. Дальше уже шла проселочная дорога. После революции она тоже обросла жилыми кварталами и промышленными предприятиями. Когда в 1919 году Большую Васильковскую переименовали в Красноармейскую, возникла проблема: а как быть с древним почтовым трактом на Васильков? Забвение такой исторической реликвии было бы непростительно. Поэтому уже в послевоенное время появилась новая улица Васильковская, которая стала логическим продолжением старой. Ну, что ж, добрый путь. Тем более, что улица, от которой начинается эта городская магистраль, так и называлась — Добрый Путь