16 мая 1896 года притч Федоровской церкви (на Лукьяновке) провел крестный ход к будущей стройплощадке, где зимой начались планировочные работы. Они оплачивались из городского бюджета. Основные же расходы взяло на себя общество. Немало усилий пришлось приложить, дабы собрать 3500 рублей.


Но труд был оправдан — 4 мая 1897 года на улице Старая Поляна рабочие заложили кирпичный фундамент, на котором уже спустя несколько месяцев возвышался храм в так называемом “русском” стиле (с шатровой баней и колокольней), сооруженный по проекту Евгения Ермакова (архитектора Киево-Печерской лавры, Покровской, Благовещенской церквей, Пантелеймоновского собора и др.). Интересно, что материалом для нового культсооружения, возможно, из-за недостатка средств, послужили перенесенные с Байкового кладбища остатки церкви Дмитрия Ростовского.


Иконы для храма написал Иван Ижакевич, однако главной святыней стал образ с частью мощей Макария.


Справка “Сегодня” Преподобный родился в Овруче. В 1660 году руководил братией Овручского Успенского монастыря. Это было тяжелое время для православных христиан Западной Руси: униаты и монахи-доминиканцы неоднократно нападали на обитель святого и в конце-концов разорили город, разогнав всех иноков. Макарий отправился в Киево-Печерскую лавру, где провел два года. Затем был назначен настоятелем Каневского монастыря. Там угодник Божий прославился чудесами и даром прозрения. Однажды исцелил ослепшего, который в благодарность Всевышнему построил храм в честь Святого Богоявления. За два года до кончины Макарий предсказал разорение Канева и свою смерть — в 1678 году турки и татары напали на город и ворвались в монастырь. Они отсекли преподобному голову и бросили тело на площади. Христиане тайно внесли святого в церковь, но враги подожгли ее, и все скрывавшиеся там погибли. Когда же злодеи ушли, уцелевшие горожане нашли тело мученика нетленным. 8 сентября 1678 года его мощи были погребены под жертвенником храма, при перестройке которого гроб был отрыт — тело святого благоухало.


Местные верующие сразу же облюбовали скромную, но уютную обитель. В 1902 году при ней было основано приходское братство, которое организовало там дневной детский приют и библиотеку-читальный зал, а 14 сентября 1914-го в храм перенесли новую главную святыню — копию чудотворной иконы Успения Богородицы с лаврского Успенского собора. Однако в 20-х годах жизнь в Макариевской церкви остановилась. Правда, в отличие от многих других храмов, разрушительная большевистская рука не дошла до ее строения — при немцах, в 1942-м, богослужения возобновились.


Сегодня, как и сто лет назад, в церкви во имя святого Макария звенит колокол. Жители Татарки (и не только) приходят сюда, чтобы обратиться к Господу, покреститься, поставить свечи за здравие и за упокой, освятить воду, фрукты, паски, а самое главное — стать добрее…


P.S. Несколько месяцев назад под эгидой Православного педагогического общества при Макариевском храме было издано учебное пособие по основам христианской культуры, предназначенное для начальных классов общеобразовательных школ. Это серия уроков, которые в увлекательной форме знакомят детей с основами христианства, воспитывая человечность и милосердие.