На противоположной стороне площади (Владимирская, 52) размещалась гостиница “Франсуа”. Такое название своему заведению дал купец Голомбек, купивши в 1898 году 2-этажный особняк (арх. Шилле) у разорившегося генерала Вороновича, который тоже держал здесь номера по звучным названием “Метрополь”. Голомбек надстроил два этажа и всецело занялся гостиничным бизнесом. Дом знаменит тем, что в октябре 1913 года во время резонансного процесса по “делу Бейлиса” здесь останавливался Владимир Короленко вместе с женой и дочерью. “Евдокия Семеновна и Соня были очень встревожены, — вспоминала подруга дочери Кривинская. — Владимир Галактонович чувствовал себя скверно. Его мучила сильная одышка, сердце работало плохо…” Бейлиса оправдали. И, возвратившись в Полтаву, писатель сообщает в письме брату Илариону такие подробности: “Удивительно, что экскурсия в Киев, долгие часы в душной зале на хорах журналистов, нервная атмосфера… произвели сравнительно мало опустошений в моей нервной системе. Приписываю это благополучному окончанию дела”. (5.11.13)

Под крышей гостиницы “Франсуа” в 1919 году появился и театр “Арлекин”, созданный усилиями известных впоследствии деятелей культуры — Киплером, Юткевичем, Козинцевым и Эренбугом. Перед этим в ресторанном зале размещалось развлекательное кабаре “Кривой Джимми”. А еще раньше за столиками расположенного здесь кафе-кондитерской “Француа” любили засиживаться двое влюбленных — Михаил Булгаков и Тася Лаппа. Из окна кофейни открывался чудесный вид на Оперный театр и громадный дом с угловой башней, построенный в 1901 оду по проекту архитектора Яскевича.

Именно это здание (ул. Лысенко) фигурирует в романе “Белая гвардия как “дом мадам Анжу”: “На левом окне была нарисована цветная дамская шляпа, с золотыми словами “Шик призьен”. Справедливости ради, следует сказать, что это угловое здание полностью отреставрировано и своим внешним видом поражает даже бывалых киевлян. Если до революции оно было увенчано одним куполом, то теперь их — четыре, и они удачно сочетаются с ажурными башенками Оперного театра