Прфессионал VS кризис

Дом-легенда, или 1900-й

На рубеже XIX и XX вв. не только Россию, но и всю Европу потряс кризис, затронувший многие отрасли экономики. Бурный подъем промышленности и строительства в 1890-х гг. привел к перепроизводству и, как следствие, к падению цен на основные виды товаров. Финансовая система Европы была разбалансирована: банки повышали кредитные ставки, тем самым дополнительно ослабляя поток клиентов. В Российской империи большинству предприятий пришлось сократить выпуск продукции или вовсе закрыться. 

К тому времени стало массовым революционное движение, недовольство рабочих вылилось в забастовки, что также негативно повлияло на промышленные отрасли. В 1904 г. началась Русско-японская война, а в 1905 г. по стране прошла волна общественных потрясений. Лишь к концу десятилетия деловая и коммерческая активность в государстве стала возобновляться. 

Как оказалось, за период экономического спада самые большие проблемы возникли у подрядных компаний и производителей стройматериалов: в связи с уменьшением объемов строительства они практически лишились заработка. Ситуация осложнялась еще и тем, что во времена т.н. строительных бумов подрядчики, стремясь опередить конкурентов, соглашались возводить дома в кредит. Причем подобная практика имела место не только у маленьких конторок, но и у таких гигантов, как компания Гинзбурга. «Среди киевских застройщиков, архитекторов и чиновников авторитет Льва Борисовича Гинзбурга был непререкаемым, – рассказывает Марк Гинзбург, президент инвестиционно-строительного холдинга «МТН», внучатый племянник знаменитого предпринимателя. – В то время при предоставлении денежных займов своеобразной гарантией являлось «доброе имя» клиента – а у Гинзбурга реноме было безупречным».

Крупный портфель заказов позволял строительным компаниям «перекрывать» расходы на новом проекте поступлениями от текущего. Однако в итоге возникала острая нехватка «живых» денег. Чтобы рассчитаться с поставщиками стройматериалов, подрядчики брали средства в долг, а это значительно уменьшало их активы и ухудшало коммерческую репутацию.

Не избежала такой участи и строительная контора Льва Гинзбурга. В 1904 г. компанию перевели в режим санации, была назначена «администрация», которую возглавил купец первой гильдии Давид Марголин. В состав управляющего органа вошли известные киевские предприниматели, в т.ч. и сам Гинзбург. Работа «кризис-менеджеров» оказалась вполне конструктивной. Подрядная организация выстояла, несмотря на то, что ее пассив к тому времени официально достиг 800 тыс. (а фактически – 1 млн) рублей. Все знали: активов у знаменитого Гинзбурга гораздо больше. 

Дело в том, что в период строительной лихорадки и высоких прибылей многие подрядчики и поставщики стройматериалов создали что-то вроде стабилизационных фондов. Большинство из них вкладывали средства в свою собственную недвижимость – возводили доходные дома. Владельцы строительных компаний (Л. Гинзбург, Г. Алешин и др.), а также известные производители кирпича (Я. Бернер, Ф. Михельсон и М. Рихерт) предусмотрительно обзавелись крупными особняками и даже целыми жилыми комплексами в Киеве. Такие инвестиции позволяли им спать спокойно даже во времена спадов в строительной отрасли. Как раз тогда, когда у подрядных контор снижалось количество заказов и уменьшались денежные поступления, растущее население Юго-Западного края вновь поднимало спрос на жилье. Арендная плата в доходных домах росла, принося немалые прибыли их собственникам.

Купцу первой гильдии Льву Гинзбургу принадлежал самый большой и самый красивый доходный дом в Киеве. Он был возведен компанией своего владельца по улице Николаевской, 9 (теперь – ул. Городецкого). 

«К концу 1912 г. на ул. Николаевской находились три уникальных сооружения, – отмечает Марк Гинзбург. – Это гостиница «Континенталь», признанная красивейшей в Европе, цирк Крутикова, который вмещал в себя 6 тыс. зрителей (для сравнения, сегодняшний киевский цирк рассчитан на 2,1 тыс. человек), и здание под №9 – самый большой доходный дом в Европе». Из всех перечисленных объектов сохранилась только часть последнего – фасадный особняк, построенный знаменитым «королем подрядчиков» (именно так с уважением называли Льва Гинзбурга).

Король подрядчиков

Грандиозное каменное здание, возведение которого было начато в 1900 г., насчитывало 8 этажей (6 основных, подвальный и мансардный), имело 2 примыкающие пристройки во дворе, а также выступ для парадной лестницы и ворота. Располагалось оно на участке площадью 466 кв. саженей, т.е. около 21 сотки (1 кв. сажень равна примерно 4,55 кв. м). Оценивался дом в 573,4 тыс. рублей. 

Роскошный фасад украшали скульптуры и лепнина. Балконы, число которых равнялось 21, приковывали взгляды прохожих. Они отличались по размеру, а стилистическое единство достигалось благодаря фигурным решеткам и изысканному декору на перилах. На крыше необыкновенного дома находились 5 больших деревянных башен, покрытых «чешуйчатым» цинком. Утонченно отделанные ворота с полукруглым сводом вели на заасфальтированный двор. В пышном и причудливом оформлении здания угадывался почерк его прославленных авторов – архитекторов Г. Шлейфера и Э. Брадтмана.

Войдя в дом, жильцы и гости поднимались по парадной мраморной лестнице с коваными витыми перилами и поручнем из дуба. Ее изящество подчеркивали стены, покрытые художественной росписью и лепниной. Рядом в отдельном помещении располагался лифт (!), который тогда именовался «подъемной гидравлической машиной». Установка данного устройства обошлась Гинзбургу в 11,5 тыс. рублей.

 В подвале находились склады, отопительная техника и мотор лифта. 1-ый и 2-ой этажи занимали магазины, а на этажах с 3-го по 6-ой располагались 11-, 9-, 3-, и 2-комнатные квартиры с просторными кухнями и ванными комнатами. Полы во всех внутренних помещениях дома (апартаментах и магазинах) были выложены паркетом, а потолки украшены лепниной и расписаны краской, серебром и позолотой. Дополняли великолепие интерьера дорогие обои на стенах. Горожане нарекли дом Гинзбурга «киевским Парижем», и это название вскоре распространилось на всю Николаевскую улицу.

Свою недвижимость Лев Гинзбург нередко закладывал для получения денежных займов, и роскошный особняк на Николаевской также подвергался данной процедуре. Сохранились залоговые свидетельства Киевского общества взаимного кредита, в которых отмечено, что здание «состоит под запрещением», поскольку в разные годы Гинзбург брал в долг средства у предпринимателей Семена Могилевцева и Льва Бродского. К счастью, ссуды возвращались вовремя, и дом оставался у своего владельца.

Имя Гинзбурга было известно далеко за пределами Киева и Российской империи. «Он выиграл конкурс на строительство зданий

Оксфордского университета, архитекторы из Чикаго приглашали его работать в США, – рассказывает Марк Гинзбург. – Но Лев Борисович предпочел быть №1 в своем краю. Несмотря на заманчивые предложения из-за рубежа, он остался в любимом Киеве и именно здесь полностью реализовал себя как профессионал». 

Подрядную контору Гинзбурга отличало не только безупречное качество, но и высокая скорость выполнения работ. Так, всего полгода потребовалось на строительство Педагогического музея в Киеве, в такой же срок были возведены 5 корпусов Киевского политехнического института, и столько же времени ушло на сооружение 6-ти корпусов Южно-Российского машиностроительного завода в г. Краматорск.

В 1910 г. по ул. Институтской, 16-18, в бывшей усадьбе Ф. Меринга, на собственном земельном участке площадью 2036 кв. саженей (около 93 соток), Гинзбург начал строительство здания, которое стало знаковым объектом в дореволюционном Киеве. В те времена домовладельцы соревновались между собой не только в красоте, но и в размерах возводимых доходных особняков. 11-этажный «небоскреб» Гинзбурга, выполненный в популярном тогда стиле модерн, превзошел конкурентов по всем показателям.

Проект, разработанный в 1910 г. одесскими архитекторами Ф. Троупянским и А. Минкусом, предусматривал строительство П-образного дома-квартала с большим внутренним двором. В связи со значительным перепадом высот на участке, этажность сооружения варьировалась. Крыло, располагавшееся вдоль Институтской, в верхней части насчитывало 8 уровней, в нижней – 9. Со стороны ул. Николаевской здание имело 11 этажей. Строительство, которое осуществляла собственная подрядная контора Гинзбурга, было завершено в 1912 г.

Первый киевский «небоскреб» возвышался над всеми окружающими зданиями, неизменно привлекая взгляды, и быстро стал городской достопримечательностью. Увы, это не послужило гарантией его сохранности – дом Гинзбурга был взорван во время Великой Отечественной войны. А в 1959-1966 гг. в ходе восстановления центральной части Киева на руинах архитектурного шедевра построили 16-этажную гостиницу «Москва» (теперь – отель «Украина»). 

Между тем вслед за строительным бумом 1910-14 гг. в Киеве наступила пора упадка. Революционные события 1917 г. принесли с собой новые порядки и новую реальность. В едва живом городе распоряжались теперь совсем другие люди. Набирала обороты печально известная «экспроприация экспроприаторов». Безусловно, Гинзбург не мог этого не видеть, – как и того, что друзья и знакомые целыми семьями уезжали за границу. И все же он остался.

Революция забрала у «короля подрядчиков» все. Все, кроме любимого Киева, с которым Лев Борисович не пожелал расстаться. В 1926 г. в «Вечерней красной газете» появились строчки Осипа Мандельштама: «Мученики частного капитала чтут память знаменитого подрядчика Гинзбурга, баснословного домовладельца, который умер нищим в советской больнице».

Лев Гинзбург умер в бедности, однако оставил киевлянам богатейшее наследие. Его подрядной компанией были возведены многие здания, ставшие символами города. Среди них – костел св. Николая (ул. Большая Васильковская, 77); Городской театр (теперь – Национальная опера Украины им. Т. Г. Шевченко по ул. Владимирской, 50); театр Соловцова (ныне – Национальный академический драматический театр им. И. Франко на пл. И Франко, 3); караимская кенаса (ныне – Дом актера по ул. Ярославов Вал, 7); контора Государственного коммерческого банка (сегодня – Национальный банк Украины по ул. Институтской, 9); дом Купеческого собрания (в наши дни – Национальная филармония Украины по ул. Владимирский спуск, 2); Педагогический музей (сейчас – Дом учителя по ул. Владимирской, 57); Киевский художественно-промышленный и научный музей (теперь – Национальный художественный музей Украины по ул. М. Грушевского, 6) и Троицкий народный дом (в настоящее время – Киевский академический театр оперетты по ул. Большой Васильковской, 53/3).

Гинзбург создал и множество других зданий, приносивших огромную пользу жителям Киева: лечебницу для хронически больных детей на Парковой дороге; детский приют на Лукьяновке (ул. Белорусская, 40); Бактериологический институт (ныне – Институт эпидемиологии и инфекционных заболеваний по ул. Протасов Яр, 4); еврейское училище (сейчас – один из корпусов Института электросварки им. Е. О. Патона по ул. Антоновича, 69) и большинство старинных корпусов Киевского политехнического института (пр. Победы, 37).

Созидательное начало было определяющей чертой Льва Борисовича Гинзбурга. Ни сложные геологические характеристики отведенных под строительство участков, ни финансовые трудности, ни экономический кризис не могли помешать ему возводить добротные и красивые здания. Хочется верить, что частичку своего созидательного гения «король подрядчиков» передал не только прямым потомкам, но и всем тем, кто сегодня формирует архитектурный облик нашего города.