Однако еще до завершения конкурса звучат сомнения относительно прозрачности выбора финалистов и победителя. Сомнения есть даже у самих претендентов на победу.

На предварительном этапе конкурса, который был инициирован мэрией в сентябре прошлого года, жюри отобрало 10 работ из 130. Сейчас лидерами голосования являются предложения от профессиональных компаний, которые занимаются брендингом. Победителя из десятки выберут путем анонимного голосования.

Состав экспертов, которые отобрали десятку финалистов, пока не объявляют, а голосовать с одного телефонного номера можно неограниченное количество раз.

Голосовать также можно и через социальную сеть Facebook.

Победителя, который получит 50 тысяч гривен, определят в марте, его логотип запатентуют, и с того момента он станет собственностью жителей Киева.

Каштаны, Днепр, Евро-2012 и церкви

“Киев значительно многограннее, чем его воспринимают на международной арене. То есть, Киев – это не только город потрясающей архитектуры, зелени, каштанов, улыбок, любви и Днепра. Это значительно больше”, – сказал ВВС Украины креативный директор корпорации “Супергерои” Виктор Коновалов, энтузиаст, который разработал концепцию “Киев. Вы вернетесь снова”.

Его вариант будущего стиля украинской столицы сейчас среди лидеров смс-голосования: за него отдали более двух с половиной тысяч голосов.

Вариант Виктора Коновалова – буква “К”, напоминающая отметку “rewind” на видео-и аудиотехнике, а внутри неё – изображения, с которыми ассоциируется украинская столица, в частности, у иностранцев: церкви, каштаны, символика Евро-2012 и другие. Среди иностранцев, по словам автора, предварительно проводился опрос.

Автор идеи говорит, что над проектом начали работать задолго до объявления конкурса, а деньги, затраченные на него, не вернутся даже в случае победы.

“Это была вполне естественная реакция на то, что утвердили в качестве официального логотипа Украины. Это настолько расстроило, что у меня появилась идея создать сильный бренд Киева”, – говорит Виктор Коновалов.

Так же долго готовили проект “Киев – город, где все начинается”, который получил более трех тысяч голосов и сейчас находится на вершине рейтинга.

Его инициатор Андрей Федоров рассказал ВВС Украина, что образ украинской столицы невозможно втиснуть в один символ. Поэтому в его идее соединяются сразу несколько знаков: капля, символизирующая Днепр, каштан – как символ Крещатика и зеленого города, купол – как олицетворение златоверхих храмов. Последний символ означает сразу и сердце, и крылья архангела Михаила, который изображен на официальном гербе Киева.

“У Киева большой туристический потенциал, но сейчас он фактически скрывает, а не показывает свои сильные стороны”, – рассказал Андрей Федоров.

Среди вариантов, у которых сейчас также высокие позиции в рейтинге, “Киев – мозаика впечатлений”, “Живи. Мечтай. Люби”, “Стар в легендах и вечно молод”.

Сомнительные подсчеты

Те, кто активно следит за ходом конкурса, включая отдельных его участников, отмечают существенную разницу в уровне отобранных для финала работ.

На всеобщее обозрение выставили лишь десять отобранных работ, к тому же, еще не ясно, кто и по каким критериям их отбирал.

Состав жюри, согласно правилам конкурса, объявят после его завершения. Чтобы комментарии и их субъективное профессиональное мнение не повлияло на выбор киевлян – объяснили в горгосадминистрации.

Известно только то, что в жюри вошли дизайнеры, работающие в ведущих международных рекламных агентствах, и преподаватели киевских художественных вузов.

В открытом доступе также нет и всех вариантов, которые прислали на первый этап отбора. Эти факты вызвали подозрения насчет того, не был ли конкурс создан ради одного, заранее известного победителя.

Однако больше всего нареканий вызывает то, что с одного телефонного номера можно отправить неограниченное количество голосов.

“Ограничения на голосование с помощью мобильного телефона не устанавливались, поскольку лимитировать количество входящих сообщений от участника на короткий номер голосования технически невозможно”, – пояснила в ответ на запрос ВВС Украина начальник главного управления по вопросам внутренней политики и связей с общественностью городской госадминистрации Марина Хонда.

Ранее в Украине уже были прецеденты, когда в последний день смс-голосования за определенного кандидата поступало в разы больше сообщений, чем за весь предыдущий период. В частности, во время проведения конкурса “Великие украинцы”, в результате которого победила фигура Ярослава Мудрого.

“Если внимательно следить за динамикой набора голосов, у нас возникает подозрение, что некоторые участники злоупотребляют отправкой смс. Мы уже неформально общались с несколькими участниками и представителями КГГА. Следовало бы как можно скорее запретить отправку дополнительных сообщений с одного номера”, – отметил Андрей Федоров.

“По крайней мере, это попытка провести нечто более прозрачное, чем обычно. Хотя есть нюансы. Безусловно, в начале марта мы увидим, что количество голосов сформировано не реальными предпочтениями аудитории, а количеством смс, количеством гривен”, – считает Виктор Коновалов.

Логотип – не герб

С другой стороны, кое-кто ставит под сомнение то, уместно ли отдавать право выбора логотипа Киева непрофессионалам. Туристический бренд – это не герб и не символ, отмечают участники конкурса, не каждый может понять задачи, которые перед ним стоят, и поэтому будет голосовать эмоционально.

“Я не думаю, что этот логотип должен выбирать народ путем голосования. Это должны делать художники, исключительно профессионалы-дизайнеры, и в своей узкой среде все это решать. Если назрела необходимость в такой бирке, то пусть это делают профессионалы, потому что не факт, что люди вообще в этом что-то понимают “, – прокомментировал ВВС Украина киевский художник и литератор Лесь Подервянский.

У Киева уже и без того имеется немало неофициальных символов – каштаны, монумент основателям города Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбидь.

Но цель логотипа не в том, чтобы потеснить привычную символику или официальный герб столицы с изображением архангела Михаила. По словам экспертов, туристический бренд в основном ориентирован на иностранцев и гостей Киева вообще.

Он уже есть у других городов в Украине, в частности у Львова, Донецка, Одессы, Чернигова. Разработка таких логотипов является типичной для городов, которые часто посещают туристы. Собственные бренды удачно развили города Амстердам, Берлин, страны Турция, Австралия, Египет, Кипр, Италия, Испания, а также ряд американских штатов.