Эти столкновения с охранниками территории, на которой УПЦ КП начинает строительство, произошли уже не впервые. Почему люди протестуют против церковного новостроя, и какие планы вынашивают церковники, пишет “Обозреватель. Кияни”.

“Недопамятник” в Десятинном переулке

Конфликт между церковниками и мирянами стал достоянием общественности после того, как 18 ноября вокруг злополучного участка вырос забор. По законам жанра, жизнь за ним закипала с наступлением сумерек.

“Несколько раз ночью я просыпалась в три часа ночи от дикого грохота. Что такое? – думаю.  Почему мусор так поздно вывозят? А на следующий день мы обнаружили, что здесь стоит этот огромный экскаватор. То есть, это они что-то стучали уже. Мы написали в милицию. Они приехали и запретили работы. А мне они говорят: ночью услышите – вызывайте нас”, – рассказывает жительница соседнего дома № 7 Дина Герцрикен.  Работы продолжались по ночам и в выходные, прекращаясь только на время присутствия на месте вызванной жильцами соседнего дома милиции.

Люди писали письма в Администрацию Президента и к премьер-министру, проведение работ запретила и прокуратура – а тем временем на огражденном забором участке уничтожались исторические дома. “Началось разрушение домов, имеющих культурное значение. В одном из них жил протоиерей Андреевской церкви Павел Подвысоцкий”, – возмущается Герцрикен.

А вот в УПЦ КП уверяют: дома, назначенные под снос, не имеют ценности, а табличка, еще пару лет назад висевшая на стене дома №5 и провозглашающая, что дом является памятником архитектуры, появилась там вследствие ошибки и моды объявлять памятниками все сооружения без разбора. “Оснований считать эти здания памятниками нет. Это подтверждено Минкультом – приказ от 20.12.2008 “Про утверждение границ и режимов использования зон охраны памятников и внесение объектов в перечень недвижимых памятников”. В пункте 4 указано, что эти объекты были внесены в реестр памятников с нарушением методики, определенной Кабмином в 2001 году, и не представляют ценности”, – говорит спикер УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Он обвиняет местных жителей в том, что некоторые из них “воюют” из корыстных побуждений. “Жители дома №7 высказывают возражения субъективного характера. Даже звучали в частных разговорах намеки на то, что им бы хотелось получить какую-то компенсацию”, – отмечает Евстратий, добавляя, что церковь готова к диалогу, но не потерпит ультиматумов.

“Документальная” предыстория

Если копнуть глубже – истоки нынешнего противостояния закладывались еще в далеком 2002 году, когда в порядке реституции государство вернуло церкви отобранное при “советах” имущество, в том числе и дома по Десятинному переулку №3-а, б, и №5-д. Уже в 2004 году Киевсовет отдал 1,7 тыс. кв.м земли под домами в аренду УПЦ КП на 25 лет – “для эксплуатации и обслуживания зданий”.

Церковь в 2008 году обратилась в НИИ строительных конструкций с просьбой провести экспертизу технического состояния зданий. И получила заключение о том, что здания находятся в аварийном и непригодном для эксплуатации состоянии. С этим заключением церковники обратились в 2009 году к мэру Леониду Черновецкому, который распорядился снести эти здания. Что стало основанием для их владельцев, ссылаясь на решение Киевсовета о правилах застройки Киева  и Закон Украины “Про застройку территории Украины”, начать разработку проекта нового строительства. Взяв в “напарники” инвестора – ООО “Левадия”, которое и оплатит воплощение архитектурных “мечтаний” церковников.

В УПЦ КП уверяют: на строительство есть все документы. “У нас есть действующий договор аренды на земельный участок. Проект согласован Минкультом, Институтом археологии НАН и имеет разрешение на проведение строительных работ от ГАСК в Киеве от 21 августа 2012 года. Получены все разрешения включительно с экспертным отчетом от “Укргосстройэкспертизы” о рассмотрении проектной документации”, – перечисляет Евстратий.

Но договор аренды вызывает некоторые вопросы – ведь землю церкви давали под обслуживание старых зданий, а не строительство новых. “Есть землеотводы для эксплуатации и обслуживания ваших домов, что не дает разрешения на строительство. У вас должно быть решение о выделении участка для строительства и реконструкции. Написанные распоряжения не соответствуют действующему законодательству, поскольку строительство может быть позволено только, если участок отведен с определенным целевым назначением. Когда вы строите, тогда это использование земельного участка не по целевому назначению, и его надо менять”, – заявила депутат Киевсовета Наталья Новак.

Она убеждена: “молодая команда” во главе с Черновецким прыгнула выше головы и нарушила закон, разрешив строительство без изменения целевого назначения арендованного земельного участка.

УПЦ КП взялось за строительство… из-за бедности

“Проект начинается с грубейших нарушений законодательства. Эта земля – высшей степени защиты. Она относится к национальному  заповеднику Софии Киевской. Разрешение на застройку этой зоны может давать только Кабмин или Верховная Рада, с согласованием с местной властью”, – говорит Игорь Гурчик, общественный активист. По его убеждению, церковь нарушает статью 172 Земельного кодекса Украины. К тому же, о любых процессах в буферной зоне Украина обязана информировать ЮНЕСКО.

Но УПЦ КП не только не знает, поставлена ли в известность о запланированном строительстве мировая общественность – церковники также упорно отрицают, что их участок вообще имеет наивысший охранный статус. “Эти земли не относятся к Софии Киевской. Границы буферной зоны проходят по Большой Житомирской”, – уверяет архиепископ Евстратий.

По его словам, церковь – институция бедная. Настолько, что в случае приезда в Киев делегаций из других стран и городов, не может оплатить их размещение в отелях. Поэтому и решили церковники построить в Десятинном переулке собственный комплекс с “административными, хозяйственными помещениями” и 400 кв.м гостевых апартаментов (двумя 1-комнатными и двумя 2-комнатными). “Мы планируем размещать там мастерские по изготовлению икон, другого церковного инвентаря. Они будут приносить конкретную прибыль. Церковь существует в мире, который не исключает материальной стороны. Если это не будет нарушать церковных наставлений – мы будем сдавать помещения в аренду”, – говорит архиепископ Евстратий.

Представитель УПЦ КП признает: какую-то часть здания заберет себе ООО “Левадия”, но отказывается называть конкретные условия инвестирования, ссылаясь на тайну договора. Открытым остается и вопрос, как свою долю использует инвестор.

“Это будет современный комплекс, который впишется в окружающую архитектуру, будет на 3,5 м ниже окружающих зданий, не затрагивает зеленых зон, находится не на фасадной стороне”, – отмечает Евстратий. На критику “шедевра” обижается, бросая: “О вкусах не спорят”.

Археологи находят на Десятинном части замка

22 ноября люди уже выходили с голыми руками против КАМАЗов и экскаваторов – ведь убеждены: строить в этом месте категорически нельзя. Именно здесь покоятся в земле  остатки замка князя Владимира Великого, датируемые Х веком – их следует раскопать и сохранить, а  не перерыть бульдозером ради строительства очередного “бетонно-стеклянного аквариума”. А именно такие ассоциации навевает последний вариант проекта.  Церковники уверяют: на участке с 2008 года ведутся археологические раскопки.

27 ноября люди, ворвавшись за охраняемую ограду, увидели руины и мужчин, которые что-то копали в одном из углов участка. Милиции неизвестные предоставили разрешение на проведение раскопок, которые с 2008 года совершает тут Старокиевская экспедиция Института археологии НАН Украины. Активисты убеждены: на участке бесценные реликвии выкапывают черные археологи, ведь ученые никогда не позволили бы себе вести раскопки так небрежно.

Но это были именно раскопки – именно в том месте, под снесенными гаражами нашли жилище Х  века. И неизвестную стену замка князя Владимира. “Удалось полностью установить, какой был замок, его размеры. Повезло найти еще одну стену замка, западную – и площадь замка увеличилась на 250 м.  Было три продольных стены, и была открыта четвертая, которая проходит через 5-й дом и середину 7-го дома. На котором – трещины, я думаю, от этого замка. Потому что, если есть трещина – значит, под домом есть ров фундаментный, и постепенно земля в этом месте проседает”, – рассказывает руководитель экспедиции Аркадий Козловский. В “улов” археологов вошли также семь захоронений, предметы быта разных эпох, остатки жилищ 12-13 века вокруг двора князя.

Козловский жалуется: неуемные активисты чрезвычайно мешают проведению раскопок, которые можно было бы закончить уже за 2-3 месяца. А церковь обещает музеефицировать найденные реликвии, накрыть остатки стеклом и организовать в здании музейную экспозицию той эпохи – для этого отведут 100 кв.м (практически площадь одних апартаментов). Архиепископ Евстратий также декларирует готовность церкви вести конструктивный диалог с общественностью, не поднимать пока вопрос о приватизации земли под новостроем и, в случае крайней надобности, менять проект с учетом нововыявленных фактов.

В то же время киевляне терпеть “церковный беспредел” и молча смотреть на разрушение сердца Киева не намерены.