Попарившись, можно было с легким сердцем въезжать в понравившуюся вам гостиницу, а они на Новом Строении носили самые привлекательные названия: “Гран-Импераль”, “Метрополь”, “Лувр”, “Петербург”, “Пале-Рояль” (в этом же здании на Б. Васильковской, 1, в разное время размещались отели “Берлин” и “Орион”). Но для того, чтобы добраться на место проживания, требовалась особая тактика, в том случае, если вы — приезжий. В памятнике туристу четко оговаривалось: “Твердо запомнив название гостиницы, смело говорите одноконному извозчику, что вы — не новичок, и он без всяких разговоров доставит вас по назначению”. (1913)

Можно было, конечно, по дороге посетить и одну из точек общественного питания, которых на старой дороге из Киева в Васильков еще с великокняжеских времен было “пруд пруди”. Сначала они назывались шинком, корчмой или трактиром, и уже позже здесь появились первоклассные рестораны. Безусловно, лучшим из них в конце ХIХ века был ресторан купца Дьякова, расположенный в здании гостиницы “Метрополь”. Не отставали от него и другие предприниматели, о чем свидетельствовали рекламные объявления: “Винно-гастрономическая торговля Г. К. Бубнова. Магазины по ул. Мариинско-Благовещенской N40, ул. Большой Васильковской N50 и N132. Вина крымские, бессарабские, кавказские собственного разлива. Погреб русских и иностранных вин, водок, ликеров, коньяков и шампанских”. (1890) Или: “Новооткрытый ресторан “Лаборье”! 1-ой Трудовой Артели Официантов (Б. Васильковская, 28). Самая свежая провизия. Лучшие русские и заграничные вина. Самое внимательное отношение к г.г. посетителям. Биллиарды. Струнный оркестр. Цены на все общедоступные!” (1912).

После обеда и отдыха в гостинице у приезжего появлялось желание развлечься, и он отправлялся искать “живые картинки братьев Люмер”. Синематографов на Большой Васильковской было так много, что в их замысловатых и романтических названиях можно было запутаться: “Чары” (N18), “Сирена” (N59), “Лотос” (N72), “Ферро” (N134), “Люнивер” (N24), “Эхо” (N61), “Одеон” (N14) и другие. Здесь же, в центре развлекательных заведений, на Троицком базаре, размещался и цирк Вильгельма Сура — самое посещаемое место простыми ценителями искусства.

“Цирк папаши Сура, — писал Александр Куприн, — прочно укрепился в Киеве, на Васильковской улице, в постоянном деревянном здании. Тогда еще Крутиков не строил большого каменного цирка, а имел свой частный манеж…” Речь идет о знаменитом “Гиппо Паласе” (“Конном Дворце”), сооруженном на Николаевской улице (ныне — Городецкого) в 1903 году.

А вот дочери “папаши Сура”, очаровательной артистке цирка, писатель посвятил трогательный рассказ, который так и назывался — “Ольга Сур”. Это — история любви, наполненная страстными переживаниями, надеждами, разочарованиями и светлыми ностальгическими воспоминаниями. Следует сказать, что киевские “амазонки” умели покорять сердца” великих людей. Так, в цирковую наездницу Анну Гаппе был влюблен и Михаил Врубель, запечатлевший образ своей избранницы на нескольких своих полотнах