Процесс создания “Мистецького арсенала” чем-то напоминает строительство Вавилонской башни: грандиозные задумки, культурные почины на европейском уровне и… постоянные скандалы. Правда, согласно древнему мифу, строительство не завершили по причине недопонимания, в нашем же случае, очевидно, дают о себе знать особенности менталитета. Использование потенциала старинного здания в гуманитарных целях с самых первых инициатив оказалось болезненным вопросом, причем для всех: меценатов, спонсоров, художников, архитекторов, представителей духовенства, городских властей, музейщиков и др. Все хорошие инициативы тут же обволакивались шлейфом тумана, в облаках которого исчезали средства.
Сначала, пять лет назад, особо сознательные художники пытались создать оппозицию вернисажам актуального искусства, которые начали проводить в стенах здания напротив Киево-Печерской лавры: дескать, не по-божески это. Затем, без объявления войны, просто так у первого мецената — инициатора создания Музея современного искусства забрали права и разрешение на реконструкцию помещения. И пока обсуждались дальнейшие варианты использования “Арсенала”, отвергнутый инициатор успел открыть в столице Центр современного искусства, которому позавидовали многие. Еще в 2005 году КРУ заподозрило прежнее руководство ГП “Мистецкий арсенал” в неэффективном использовании более чем 5 млн. грн. Правда, тогда все это не имело серьезных последствий, ведь растрачены были не государственные деньги, а средства меценатов. А вскоре на территории “Арсенала” сгорел одноэтажный хозяйственный домик. И все бы ничего, если бы огонь не уничтожил документы, в том числе и финансовые. А затем, якобы случайно, там же были разрушены валы, представляющие историческую ценность.
Тем не менее реставрационные работы в помещении, а также обустройство территории продолжались, а место пришлось по душе организаторам масштабных конкурсов и фестивалей современного как визуального, так и театрального и музыкального искусства. В феврале нынешнего года госпредприятие объявило международный архитектурный конкурс. Перед участниками было поставлено задание — на обозначенной территории найти место для Центра украинской музыки с концертными залами, Музея современного искусства, Международного центра медийных искусств, Центра творческих индустрий, Центра научных исследований, детского городка, арт-городка, паркинга, гостиницы и отдельно арт-апартаментов, при этом сохранить валы Киево-Печерской крепости. Первый этап отбора проводился с безымянной документацией — рассматривались проекты под номерами. В итоге ко второму этапу были допущены 7 участников, которые и получили задание разработать объемно-пространственное решение новых строений, необходимых для обеспечения функционирования комплекса. Жюри, в которое вошли как представители украинских органов власти, так и архитекторы из разных стран, возглавил профессор Владимир Шлапета из Праги. Нельзя сказать, что победа команды из Страны восходящего солнца была безоговорочной (6 — “за”, 6 — “против” при одном воздержавшемся). 2-е место присудили шведской компании AIX Arkitekter AB, 3-е — английской David Chipperfield и 4-е место — немецкой Kleihues+Kleihues. Причем, что интересно, если вернуться к публикациям в прессе от 19 августа сего года, в канун II этапа конкурса, то можно обнаружить удивительное совпадение: оказывается, шведское архитектурное бюро AIX еще летом рассчитывало на второе место (газета “24” от 19 августа). Японцы постарались максимально вписать все новые здания в существующий исторический контекст. Неизменным остается здание старого “Арсенала”, для объектов культурного назначения и инфраструктуры (паркинг, администрация, служебные помещения) предполагаются отдельные помещения, а гостиницы стилизуют под крепостные валы, которые находятся по соседству. Высота всех зданий не будет превышать 21 м. К тому же в японском проекте предусмотрен еще один подъезд к комплексу, для этого предлагается провести еще один путепровод параллельно улице Мазепы.
Все обладатели призов также примут участие в проектировании и строительстве объектов на территории ГП “Мистецький арсенал”. Осталось всего ничего — проект должен пройти обсуждение общественностью, которая и “посоветует”, как лучше профинансировать строительство объекта: то ли за счет бюджета, то ли отчаянный меценат найдется и т. д. после этого, возможно, начнется работа непосредственно над разработкой и подготовкой технической документации объекта, а там и до строительства дойдет… Ведь заняло же у австрийцев обсуждение, проектирование и строительство Museums Quartier на месте Императорских конюшен 23 года. Австрия финансировала 75%, город Вена — остальные 25%, и обошелся он в 145 330 000 евро. Потянет ли “незалежна” и “самостійна” реализацию столь грандиозных замыслов в эпоху кризиса? Или лучше пока поговорить о делах насущных, а прожекты отложить до лучших времен?