Архангел Михаил – агрессивный и не очень

Геральдический знак «матери городов русских» – архангела Михаила – можно увидеть  на чугунном пьедестале памятника князю Владимиру. Во второй половине XVII века архистратиг с мечом и щитом в лазоревом поле утвердился в качестве регионального символа Киевщины. А в 1782 году его приняли уже как городской герб. Причем меч крылатого воителя был поднят. Однако на памятнике Владимиру, открытом в 1853-м, этот меч все-таки опущен.

Трудно понять такую «самодеятельность» скульпторов. Считается, что поднятый меч символизирует агрессивность, готовность напасть. Или же ваятели не придавали никакого значения нюансам положения геральдической фигуры, преследуя чисто декоративные цели?




Покровитель промышленности и торговли

Бурное строительство в Киеве на рубеже XIX-XX столетий было тесно связано с успехами промышленности и торговли. Развитие сахарной промышленности привлекало все более мощные денежные потоки в Юго-Западный регион Российской империи, который составляли Киевская, Подольская и Волынская губернии. Одной из «визитных карточек» регионального центра стало новое здание Киевской конторы Государственного банка (нынешний Нацбанк) на Институтской улице, построенное в 1902-1905 годах. Среди его богатого скульптурного оформления можно разглядеть и геральдические символы.

Так, левее главного входа над вторым этажом помещены пять щитов. Три из них увенчаны царскими коронами. Это – гербы Киевской (в центре), Подольской (слева) и Волынской (справа) губерний. Еще на двух щитах видим условные обозначения торговли и промышленности. Симметрично, справа от входа,  –  подобные  знаки сельского хозяйства и транспорта. В 1934 году здание банка было удачно надстроено с сохранением прежнего декора, и старые гербы, в том числе и киевский архистратиг, благополучно дожили до нашего времени.

Меньше повезло архангелу Михаилу на фасаде известнейшего дореволюционного торгового центра – Бессарабского крытого рынка, построенного в 1912-м. «Газета…» уже рассказывала о том, что существующий поныне над громадным полукруглым окном щит среди лепного орнамента первоначально был украшен городским гербом. Он сохранялся до 1930-х годов, но затем «несозвучную эпохе» фигуру архангела убрали. Если пофантазировать, можно предположить, что  цивилизованная торговля в Киеве не наладится до тех пор, пока на Бессарабском рынке не восстановят святого Михаила.




Цветок каштана над мостом

Советская власть довольно долго вообще не нуждалась в гербе Киева. Но после того, как столица УССР стала Городом-героем, решили все же дать ей новую эмблему. По результатам конкурса победу одержал проект Флориана Юрьева и Бориса Довганя. В центре нового герба, принятого в 1969 году, оказалась цветущая ветка киевского каштана, наложенная на старинный лук. Сверху на щите поместили серп и молот, снизу – Золотую звезду.

Этот символ без малого четверть века можно было видеть в разных уголках города. Едва ли не самое громадное его изображение увенчало величественный пилон Московского моста, открытого в 1976 году. Оно доныне остается здесь – «соскрести» его оттуда технически не так просто. И, собственно говоря, нужно ли это делать? Что ни говори, а Московский мост – памятник вполне конкретной эпохе нашей с вами истории.



Первый из обновленных

Советский герб формально оставался действующим вплоть до 1995 года. А затем депутаты Киевсовета постановили вернуться к историческому геральдическому образу. И столичный герб снова украсил Архистратиг Михаил. Первое начертание обновленной эмблемы разработал при мэре Леониде Косаковском архитектор Георгий Куровский – бывший главный художник города. Какое-то время этот вариант герба  украшал вход в здание Киевсовета. Однако после «ревизии» нашего символа, при мэрстве Александра Омельченко, его сняли. Впрочем, в интерьере зала Киевсовета точно такой же гербовый знак висит до сих пор. Хотя проникнуть внутрь мэрии и увидеть его не так просто.

Зато каждый может увидеть еще один герб «по Куровскому» в нескольких сотнях метров от Киевсовета. Он появился на фасаде Национальной филармонии на Европейской площади, в начале Владимирского спуска, когда здание реставрировали и вернули ему прежнюю красоту. Над гербовым щитом здесь даже помещена так называемая «башенная», или «городская», корона о трех зубцах.




А стрелы чьи?

Во время памятной реконструкции Майдана над фундаментами старинных Печерских ворот поставили имитацию въездной арки. На нее, растопырив крылышки и взмахнув мечом, вспорхнул все тот же архангел Михаил. А под ним на арке изобразили некий герб – лук со стрелами, сложенными в «андреевский крест». Что это за символ и зачем он здесь помещен? Может быть, создатели этой арки вообразили, будто бы тем самым «возродили» старинный символ киевского городского самоуправления – лук-самострел? Но на самом деле они невзначай воспроизвели… герб стародубского полковника Михаила Миклашевского. Точно такой  геральдический знак находится на фасаде трапезной Выдубицкого монастыря, в пользу которого Миклашевский сделал щедрые пожертвования. К Печерским воротам, однако, он не имел решительно никакого отношения: подлинная арка на этом месте, которую имитирует нынешняя, была сооружена спустя полвека после смерти полковника.