Приблизительно в километре от Бессарабки на улице Большой Васильковской (ныне — Красноармейская) находился еще один известный базар — Троицкий (сейчас площадь перед Олимпийским стадионом). Напротив базара функционировали Троицкие бани, рядом располагался Троицкий народный дом, а через дорогу манила к себе зелеными куполами Троицкая церковь. Но более всего Троицкая базарная площадь знаменита тем, что именно на ее территории открылись первые Всероссийские выставки: сельскохозяйственная (1897 г.) и промышленная (1913 г.). На этой же площади в августе 1913 года состоялось и торжественное открытие Первой Олимпиады с целью подготовки к Олимпийским играм 1916 года.


ДВОРЕЦ НА МЕСТЕ БАЗАРА


О Владимиро-Лыбедском базаре можно сказать следующее. Старожилы хорошо помнят, как ломали его прилавки и рундуки, чтобы возвести на этом месте ныне существующее здание Дворца “Украина”. Более пожилые киевляне вспоминают и разрушение в 30-х годах стоящей здесь церкви Святого князя Владимира. По своему образу Владимирский базар являлся торгом сельского типа. Сюда съезжались крестьяне с Демиевки, Китаево, Зверинца и близлежащих сел. В начале прошлого века трамвайная линия, проложенная по Большой Васильковской, соединила Демиевку с центром, и приток покупателей на Владимирском рынке значительно увеличился.


И все же самым посещаемым местом городской торговли был Подол. Кроме Контрактовых ярмарок, проводимых здесь обычно в зимнее время, на Александровской площади, в районе Гостинного двора, круглый год работал так называемый Толкучий рынок (в народе его окрестили “толкучкой” или просто — “барахолкой”).


На акварели М.Сажина “Толкучий рынок”, написанной в 50-х годах ???прошлого века, со скрупулезной точностью воспроизведен полный ассортимент товаров, котирующихся на этом импровизированном торге. Чего тут только нет! Широкий выбор бижутерии, обуви, парфюмерии, одежды, тканей, продукты, книги, кондитерские изделия. Под арками укреплены кронштейны с самоваром, конской упряжью и рекламой цирюльника.


В рассказе Марка Вовчок “Сестра”, написанном в Киеве и о Киеве, упоминается такой факт: “Спочила коло святої Лаври, та й пішла собі місця питати. Ходжу, ходжу, тільки улиці й заулки перехрещую. Увійшла в базар, сей таки точок Подольский…” Точок Подольский… Что это: авторская или типографская ошибка? А может быть, просто лексика обыкновенной сельской женщины, не привыкшей к жаргонным городским словечкам? Последнее — вероятней всего. Образ работающего “точка” вполне соответствовал атмосфере многолюдного торжка.


Что касается автора рассказа, Марии Александровны Вилинской-Маркович, то творческая судьба ее тесно переплелась не только с самим городом над Днепром, а и конкретно с тем местом, о котором мы ведем речь. “Пойдет, бывало, на базар да там целый день проведет с молодицами и бабками — все расспрашивает, записывает, присматривается к одежде”, — вспоминал биограф писательницы В. Доманицкий. Марковичи жили на Куреневке и, естественно, ближайшим к ним культурным и торговым центром был Подол. Хотя достоверно известно, что Мария Александровна собирала народные песни на Шулявке, Братской Борщаговке и даже в Броварах.


“КОНТРАКТЫ” ПОМНИЛИ ШЕВЧЕНКО И БАЛЬЗАК


Но были еще и Контракты. О значении ежегодной Сретенской ярмарки в общественной жизни города хорошо всем известно. Мастера кисти и пера старались увековечить это неповторимое зрелище. В письмах Бальзака, Пушкина, Шевченко находим упоминания о Контрактах. “Я записал 77 способов изготовления хлеба, что показывает огромную способность народа комбинировать, казалось бы, простые вещи”, — сообщал в Париж автор “Человеческой комедии”.


Шевченко в повести “Прогулка с удовольствием и не без морали” с грустью констатирует: “Зима с контрактами и прочими радостями невидимо мелькнула предо мною…” Но уже в другой повести (“Близнецы”) поэт рассказывает о прямо-таки анекдотичном случае, происшедшем в Киеве накануне Контрактов:


“Помещик Свичка из Городища…, начинивши вализы ассигнациями, поехал в Киев и перед съездом на контракты скупил в Киеве все шампанское вино. Так что, когда начинались балы во время контрактов, хвать! — ни одной бутылки шампанского в погребах. “Где девалось?” — спрашивают. “У полковника Свички”, — говорят. К Свичке, — а он не продает. “Пыйте, — говорит, — так, хоч купайтеся в ему, а продажи нема…”


НА “ЖИТНЕМ” НАРЯЖАЛИ ЕЛКУ


А вот на Житнем рынке 1 сентября (на старый Новый год) всегда устанавливали сосну или ель, украшенную плодами и разноцветными свечами, и вокруг нее весело кружились хороводы горожан. Следует сказать, что этот древний центр киевской торговли был самым демократичным, народным. Во времена Киевской Руси здесь проходили многолюдные вече, а в период магистратского правления устраивались народные гулянья с карнавальным восхождением на гору Щекавицу.


Целое “воинство” храмов охраняет романтическую душу Житнего рынка. Это и церковь Николая Притиска, и Крестовоздвиженская церковь, и суровые корпуса Флоровского монастыря. Храмы настолько удачно вписываются в окружающую среду, что фраза “Киев невозможен без Подола, как святой Владимир без креста” приобретает здесь отнюдь не поэтический образ, а становится неопровержимым фактом.


Нельзя было себе представить, например, и Печерский базар без уютной и элегантной церкви, построенной в 1839 году в честь святой княгини Ольги. Николай Лесков в своих “Печерских антиках” воссоздал атмосферу Печерского базара настолько впечатляющей, что “самые скверные и немощенные в городе” Шияновские улочки превратились в оживленную Мекку для сотен киевских обывателей. Эти зарисовки по силе воздействия могли лишь сравниться со сценами из “мещанской комедии” И.Нечуя-Левицкого “На Кожемяках” (известной больше под названием “За двумя зайцами” в интерпретации М.Старицкого).


ПОПУГАЙ С СЕННОГО ДАРИЛ ЛЮДЯМ СЧАСТЬЕ


Если же от знаменитых Кожемяк подняться вверх по извилистому Вознесенскому спуску, то обязательно попадете на оживленную, запруженную рекламными установками и щитами Львовскую площадь. Здесь сейчас размещается 24-этажный Дом торговли с налоговым министерством, Торговая палата с выставочным залом и корпуса других торгово-коммерческих заведений.


Место бойкое. И было оно таким на протяжении многих и многих столетий. В конце XIX века здесь возник Сенный базар. Рядом стояла Сретенская церковь (1861 г.), прославившаяся тем, что в 1924 году ее золотой византийский купол неожиданно “обновился” и “засиял ослепительным блеском”. Это чудо придало базару еще большую популярность, и жители Старого города считали за должное посещать именно его.


Сейчас на месте старинного торга разбили большой сквер. Но свято место пусто не бывает. Рядом, на улице Воровского, 17 (бывшей Бульварно-Кудрявской) в 1958 году был сооружен двухэтажный каменный дворец с полукруглой крышей, который назвали Центральным киевским рынком (а ныне он называется Сенным). На Сенном базаре и после войны можно было еще встретить старых шарманщиков с “умным” попугаем на плече, который вам за несколько медяков услужливо вытягивал “счастливый” билет.


АСТРОНОМЫ С ЕВБАЗА


Всего лишь десять минут ходьбы, и мы с вами на площади Победы. Здесь обращают на себя внимание строгий силуэт цирка, гостиница “Лыбидь” и, бесспорно, четырехэтажное здание крупнейшего в стране универмага “Украина”. А каких-нибудь полвека назад тут бурлила рыночная торговля. Базар официально именовался Галицким, но среди местных жителей он обрел устойчивое название Еврейского (сокращенно — Евбаз). До революции на нем происходили чудеса.


“Живописное зрелище представлял собой этот базар… Большие магазины перепутались здесь с массой ларьков, прилавков на открытом воздухе, а то и просто с товарами на земле. По середине торжища обращала на себя внимание знаменитая Железная церковь (Св. Иоанна Златоуста). В церкви всегда было полно народу… В Киеве насчитывалось достаточно базаров: Житний, Бессарабка, Сенной. Но все они уступали Еврейскому во многом. Тут особенно кипела торговая стихия и тут до предела была обнажена обратная сторона жизни с ее неистовой борьбою за существование,” — писал историк Г.Григорьев в автобиографической повести “В старом Киеве” (1961 г.).


Безусловно, киевские рынки притягивали население. И каждый из них был настолько своеобразным, что это обязательно сказывалось на его внешнем виде. Так, например, на Житнем базаре всецело царил чумацкий дух с распряженными из возов волами, седоусыми бандуристами, лентами, рушниками и вышиванками. На Контрактовой площади преобладал развлекательный фактор. Перед Гостиным двором постоянно устанавливали большую, ярко раскрашенную карусель. Работали качели, кукольные театры и другие аттракционы. А вот на Бессарабке часто появлялись заезжие маги и факиры, которые прилюдно глотали огонь, закусывали его шпагами и топтали босыми ногами битое стекло.


А балаганы на Евбазе! Они то появлялись, то исчезали. Незыблемыми оставались лишь “шурумбурумщики”, “киношники” и “астрономы”. Первые продавали оригинальные носильные вещи. “Киношники” стояли перед входом на рынок с большими черными ящиками, внутри которых находились цветные пленки с изображениями исторических событий и пейзажей. Взглянув в круглое отверстие, можно было побывать и в спальне Людовика XIV и во дворце королевы Виктории.


Но самыми загадочными были действия “астрономов”. Они молча “колдовали” над своими грузными телескопами, и, наконец, торжественно сняв колпачок, приглашали вас посмотреть на звезды, а также посетить лунные кратеры. Возможно, из глубин космоса и Киев казался маленькой звездочкой, а его фантастические базары представлялись крохотными планетами.