Первые шесть лет своей жизни Николай Витальевич, как утверждает в своем ежегоднике «Исторический календарь Кировоградщины» краевед Владимир Босько, жил в городе Крылове (ныне Светловодск), где отец будущего композитора служил в кирасирском полку. Именно в то время там отбывал военную службу известный российский поэт Фет, который, по утверждению краеведов, учил Николку русской азбуке. Мальчик был расположен к грамоте, не раз выпрашивал у офицеров карандаши, чтобы писать буквы. За что и получил прозвище «карандашик».

Более чем через тридцать лет, в 1880-м, будучи уже зрелым композитором, Николай Витальевич выступил в Елисаветграде (бывшее название Кировограда) с большим концертом, который прошел с ошеломляющим успехом, о чем сообщала тогдашняя пресса. Во время концерта звучали увертюра к «Рождественской ночи», украинская рапсодия «Думка-Шумка», романсы.

В Елисаветграде с 1904-го по 1917 год жила дочь Николая Лысенко Галина. У ее мужа, преподавателя коммерческого училища Константина Шило был хороший голос, он часто исполнял украинские народные песни. Семья, как известно, принадлежала к украинофильской группе, которую объединял вокруг себя городской нотариус Василий Никитин, первый председатель Елисаветградской «Просвіти». Когда ГПУ в 1928 году арестовало Василия Александровича, в его деле не раз упоминалась фамилия и Константина Шило — близкого знакомого пленника и опасного для соввласти украинского деятеля. 

Тогда же, до революции, Константин Степанович принимал участие в организационном заседании украинской общины города, где решался вопрос о создании «Просвіти», и в организационном собрании украинской секции Елисаветградского педагогического общества, где выступил с докладом. Был организатором в городе летних учительских курсов по украиноведению. Известно, что жена Галина была его единомышленником и помощником во всех делах.

Со временем семья выехала из города.

Как встретились Лысенко и Шевченко

Известно, что при жизни двух гениев украинской культуры такой встречи не было. Когда умер Тарас Шевченко, будущий композитор был студентом Киевского университета и, возможно, осознавал значение великого поэта для Украины, однако судьба не свела их в жизни. Конечно, Николай Витальевич писал произведения на слова Тараса Шевченко, не раз организовывал вечера памяти Кобзаря, и кто мог предвидеть, что через годы и десятилетия их потомки встретятся (хотя тоже разведенные во времени) в степях Центральной Украины, в небольшом железнодорожном городке Знаменка?

Дело в том, что не одно десятилетие эту тему исследовал патриарх краеведения нашего края, ныне, к сожалению, покойный, Вячеслав Шкода. Его бабушка Олимпиада — дочь Егора Степановича, внучка сестры Шевченко Екатерины, которую он нежно любил и которая, выйдя замуж, выехала в соседнее с Кирилловкой село Зеленая Дубрава, когда маленькому Тарасу было девять лет.

Первая масштабная статья Вячеслава и Евгения Шкод (отец краеведа — тоже большой почитатель музыки и театра), посвященная связям рода Лысенко с нашим краем, опубликована в журнале «Вітчизна» еще в середине 60-хгодов прошлого столетия. 

* * * 

Самое приметное место среди этих связей — пребывание Андрея Лысенко, брата композитора, в городке Знаменка. Андрей Витальевич прожил здесь вместе с семьей почти  20 лет, попал сюда еще в довольно молодом возрасте, но уже имея определенный профессиональный и жизненный опыт. Выпускник медицинского факультета Киевского университета к своим тридцати с гаком годам успел побывать младшим врачом в седьмом флотском экипаже Балтийского флота, добровольцем санитарного отдела в Сербии, которая к тому времени (1876 год) воевала с Турцией, врачом военных госпиталей в Николаеве, Кишиневе, на пароходах Верхне-Дунайской флотилии. 

Его заслуги перед тогдашней империей позволяли претендовать на врачебное место в Киеве, но он вместе с семьей (к тому времени имея уже четверых детей) выезжает на станцию Знаменка (тогда Харьковско-Николаевской железной дороги), которая стояла на пересечении важнейших железнодорожных путей Юга России. Здесь Андрей Витальевич стал главным врачом железнодорожной больницы, поселившись фактически в одном из закоулков Черного Леса, неподалеку от городка. 

Именно в это время (весной 1885 года), как пишет Вячеслав Шкода, в Знаменку приезжает брат жены Николая Лысенко Александр Липский. Активный участник кружка «Народная воля», он был политическим поднадзорным и, очевидно, надеялся в провинциальном городке найти передышку от пристального внимания полиции. Андрей Лысенко устроил его домашним учителем в семью лесничего Квеста. Но вскоре доносы в полицию возобновились, и Липскому пришлось буквально убегать из Знаменки. Среди его бумаг была найдена книга с автографом Марии Карповны Барилотти (Тобилевич), что свидетельствовало о связях народовольца с театральной семьей Тобилевичей. 

Кстати, Андрей Лысенко, в свое время — еще студентом — принимавший участие как хорист в постановке оперы Николая Лысенко «Рождественская ночь», по совету и с помощью своего давнего друга драматурга Михаила Старицкого, у которого квартировал во время учебы, организовал среди рабочих станции любительский музыкально-драматический кружок. В пьесе Михаила Старицкого «Не судилось», очень популярной среди местного люда, роль Екатерины играла дочь врача Наталья Лысенко, которая позднее стала профессиональной актрисой, звездой немого кино и много лет, уже находясь в эмиграции, состояла в переписке с семьей Шкод. 

Очевидно, не только этим, но и внимательным и человечным отношением к своим пациентам врач Андрей Лысенко завоевал немалый авторитет среди местного рабочего класса. Вплоть до того, что во время революционных событий 1905 года именно Андрея Витальевича избрали председателем забастовочного комитета и прикомандировали на станцию Люботин, где вспыхнуло восстание рабочих, для согласования действий. 

В своем очерке, посвященном Андрею Лысенко, Вячеслав и Евгений Шкоды цитируют тогдашнюю елисаветградскую газету «Голос Юга», которая писала об исключительной организованности и дисциплинированности знаменских забастовщиков. Они дали отпор черносотенцам из Елисаветграда, которые прибыли на станцию агитировать за свои идеи. Конечно, врач возглавил забастовочный комитет еще и потому, что имел левые взгляды. И за это пришлось расплачиваться: в декабре 1905 года Андрея Витальевича арестовали и отправили в Вятскую губернию.

Николай Лысенко не раз гостил у брата в Знаменке. Особенно продолжительным было посещение летом 1892 года, когда в Киеве свирепствовала холера и семья Николая Витальевича несколько летних и осенних месяцев жила в селе Орлова Балка, неподалеку от городка. Именно в этом селе было имение поляков Шимановских, десятилетний сын которых Кароль учился в знаменитой Елисаветградской музыкальной школе Густава Нейгауза. Игру юного музыканта похвалил Николай Витальевич, отметив незаурядное музыкальное дарование мальчика.

В Орловой Балке композитор осуществлял оркестровку своего знаменитого произведения — оперы «Тарас Бульба». Как будет вспоминать сын Николая Витальевича Остап, отец часто играл вместе с дядей Андреем, который тоже тонко понимал музыку. Николай Витальевич — на рояле, а его брат — на скрипке. Исполняли произведения Чайковского, Бетховена, Шумана.

Эта идиллия быстро закончилась. Семья хлопотала перед властью, чтобы Андрею Витальевичу позволили выехать из ссылки за границу на лечение, потому что здоровье его резко ухудшилось. Разрешение с большим трудом было получено, но в 1910 году, вернувшись в Киев, врач Андрей Лысенко умер в Киево-Святошинском тубсанатории, не дожив и до шестидесяти…

На здании Знаменской больницы, где работал Андрей Лысенко, в 1975 году установили мемориальную доску в его честь, а в 1983-м к 100-летию заведения лечебнице присвоили его имя. Еще через девять лет Знаменской музыкальной школе присвоено имя Николая Лысенко.