Что же представлял собой этот район? Биограф Шевченко Михаил Чалый писал: “Кругом нашей квартиры гнездились дома терпимости; это были знаменитые “Кресты”, где по целым ночам совершались безобразные оргии”. А вот Николай Лесков намного раньше созерцал здесь совершенно иную картину, о которой с ностальгией говорил: “Мне жаль лишенного жизни Печерска и облегавших его урочищ… Таковы были, например, удалые Кресты и Ямки, где “мешкали бессоромные дивчата”, составляющие любопытное соединение городской культурной проституции с казаческим простоплетством и хлебосольством. К этим дамам… добрые люди хаживали в гости с своею “горілкою, с колбасами, с салом и рыбицею”, и “крестовские дивчатка” из всей этой приносной провизии искусно готовили смачные снеди и проводили со своими посетителями часы удовольствий…”

Нужно отметить, что упомянутые выше Ямки являлись продолжением Крестов и с “Ямой” Куприна, находившейся на противоположном конце города, ничего общего не имеют. Там размещались капитальные картежные дома (“ямы”) со столами, крытыми зеленым сукном, зажженными свечами и опытными “банкометами”. Чаще всего ими оказывались жулики-профессионалы, которые обирали до последней нитки “рябчиков” (чиновников), “гармиз” (гарнизонных солдат) или “спудеев” (студентов).

В связи со строительством Новой Печерской крепости знаменитые Ямки перекочевали на Васильковскую заставу, а “крестовских дивчаток” перевели в подобные пансионы на Андреевском спуске.

Что же касается улиц Межевой, Раздельной и Рубежовской, то в отличие от двух первых, название последней имеет довольно любопытную историю. Наряду с Рубежовской на массиве “Новобеличи” существует железнодорожная станция “Рубежовский” и одноименная с ней местность, расположенная вдоль проспекта Победы (возле станции метро “Нивки”).

Именно здесь в 1884 году были построены двухэтажное здание, мастерские и корпуса исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей, которая носила официальный титул “Состоящей под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством”. Тут дети учились грамоте, трудились в поле, работали в механических мастерских, осваивали профессии столяра и сапожника.

А возведенная в Рубежовке в 1893 году церковь святого Александра Невского — тамошняя достопримечательность — своими формами напоминала храм Василия Блаженного в Москве, на Красной площади. В ее росписях участвовали Васнецов, Сведомский, Котарбинский, Селезнев и другие “соборяне” (художники, расписывавшие Владимирский собор).

В 30-х годах церковь и корпуса колонии уничтожили большевики, но название местности сохранилось до наших дней. Только почему — Рубежовка? Еще в ХVII веке на речке Буче, протекающей в 10 верстах от Беличей, лежало одноименное селение. В следующем столетии им уже владел знаменитый фельдмаршал Остен-Сакен, а в 1876 году Киевское общество землевладельческих колоний и ремесленных приютов открыло на этих землях исправительное заведение для малолетних.

Так как расстояние до Киева было немалым, колонию, которую продолжали называть Рубежовской, перевели в пригородную зону. Наименование закрепилось, и стольный град пополнился новым топонимом — Рубежовка.