Чтобы придать своему жилищу подобие пещеры или храма владыки преисподней, хозяин выставлял рамы из окон, ведущих в сад, и выносил из квартиры всю мебель. Прием гостей, по свидетельству очевидца, начинался так: “Является баба, одетая по-деревенски с коромыслом на плечах: она несла два ведра водки для первоначального промочения горла. Вслед за нею явился сам хозяин в виде разносчика, торгующего всякими снадобьями, увешанный с ног до головы бубликами, колбасами, корзинками с сыром и т. п. Это была предварительная закуска после первоначального промочения горла”.


Освоившись в роли гостей владыки преисподней, приглашенные понемногу “сатанели”, хотя до буйства и явного кощунства дело не доходило. “Публике, – вспоминает очевидец, – показалось тесно в комнатах, и она устроила “великий выход сатаны” через окна в сад. И там, на горе, прокутила всю ночь до рассвета. Кутеж произведен был чинно, хотя с музыкой и пением, но без дебоширств и оскорбления принципа неприкосновенности чужой физиономии”.


Возможно, у почитателей сатаны бывали и тайные “черные мессы” с участием какого-нибудь попа-расстриги. Есть свидетельства, что горожане общались с дьяволом. На сатанинских мессах обязательно возжигались черные свечи. На их изготовление шел жир мертвецов. Киевляне знали, что сатанисты срезают его с трупов пьяниц и бродяг в роще за знаменитым куреневским кабаком на Вышгородской дороге. Христианские святые дары для осквернения на “черной мессе” (на них мочились) нечестивцы крали в церквах. Местные сатанисты не любили православных просфор и предпочитали им католические облатки.


Правда, простодушные киевляне не различали обычные суеверия и обряды нового сатанинского культа. Так, например, издавна считалось, что Бог денег не любит и в финансовых вопросах лучше обращаться к сатане. К дьяволу стали выстраиваться целые очереди. И каждый сребролюбец старался опередить другого, привлечь к себе внимание владыки тьмы каким-нибудь кощунством. Одни читали в церкви молитвы наоборот, другие выкалывали на иконах глаза и сжигали Евангелия в печах.


Но самым дерзким было глумление над святыми лаврскими угодниками. И не когда-нибудь, а в день Светлого Воскресения Господня. Алчные горожане отправлялись на Пасху в Лавру. И когда все нормальные люди припадали с молитвой к святым мощам, любители наживы “крали у святых” – забирали деньги, оставляемые богомольцами. В апреле 1866 года за этим занятием застали зажиточного киевского мещанина. Он не только не отпирался, но и честно “пояснил, что преступление это совершил по совету многих его знакомых потому, что уворованные от мощей деньги будто бы способствуют увеличению капитала”.


Воровали у святых даже крестьяне. Правда, с возвратом, как бы одалживали у Бога деньги в рост. Пойманный в лаврских пещерах воришка при разборе дела заявил, что взятые им 45 копеек “красть он вовсе не желал, а имел в виду через год положить деньги на то место, откуда взял, даже с излишком, если действительно повезет с хозяйством”.


В 1873 году сатанисты наладили производство дешевых иконок на фольговой основе. Фольга со священным изображением закрывалась сверху стеклом, а сзади защищалась картонкой. Перед окантовкой иконок сатанисты наносили на задней стороне фольговой пленки потаенное изображение дьявола с надписью “Поклонись мне 7 лет, будешь навеки мой”. В иных случаях на картон лицом к фольге наклеивали карикатуры из газет – какого-нибудь человека с собачьей мордой или свиным рылом…


Поднялся скандал. В народе пошел слух, будто изображения святых киевские сатанисты писали “адской сажей, то есть взятой из самых челюстей пекла”, а скреплялась фольга со стеклом не простыми полосками красной краски, но “кровью дьявола”. Саму продукцию сатанистов назвали “адописными иконами”.

Увидев, как кухарка-ведьма вылетела в трубу, гимназист тоже намазался волшебным снадобьем, но по привычке перекрестился, поэтому не смог подняться в воздух

Но несмотря на все гадкие проделки интеллигентов-сатанистов, в старом Киеве о них знали мало и по-прежнему верили в традиционных чертей с рогами, ведьм на метлах и ходячих мертвецов. Причем верили и люди образованные, просвещенные. Писатель-очеркист Ясногурский вспоминает, что после окончания киевской гимназии он “выбросил из головы всякую мысль о сверхъестественных явлениях”, но на старости лет в нем вновь пробудилось “чувство доверия к невероятным вещам”. Оказалось, что жить в Киеве и не верить в чертовщину просто невозможно. Какое-то время еще можно продержаться, но тебя обязательно “достанут”, “разъяснят”, очаруют удивительными историями. Ясногурский вернулся в мир киевской демонологии благодаря рассказу своего давнего приятеля Юрьева о ведьме Варваре, служившей в 1848-1849 годах кухаркой в доме его дяди на Малой Васильковской (теперь улица Шота Руставели). Увидев однажды, как кухарка вылетела на лопате для выпечки хлеба в трубу, гимназист тоже намазался волшебным снадобьем. И чуть было не последовал за нею на Лысую гору. Но по привычке он перекрестился перед дорогой и… оказался в весьма затруднительном положении. Смазанная сатанинским снадобьем метла намертво приросла к нему и, как ретивый конь, влекла его в печь, а осененное крестным знамением тело тянуло незадачливого гимназиста назад. Он подскакивал, как полоумный, на месте, но подняться в воздух не мог и лишь перебирал ногами. Эти дикие подпрыгивания продолжались всю ночь.


“Пар из моего разгоряченного тела, – рассказывал Юрьев, – стремился в трубу, как будто я в то время представлял собой не гимназиста, а кипящий самовар”. “Не следовало осенять себя крестом, – прибавлял он сокрушенно, – ибо этого не делала Варвара, да и нечистая сила, как говорят, враждебно относится к кресту, не служило ли препятствием к полету и отсутствие у меня козлиного хвоста и, наконец, быть может, недостаточная смазка метлы”. Все эти подробности, яркие бытовые детали, которыми так тонко пользуются киевские рассказчики жутких историй, очевидно, и убедили Ясногурского в правдивости рассказа своего школьного друга.


Таких историй в старом Киеве ходило великое множество. Никто им до конца не верил, но в то же время все знали, что за ними “что-то есть”. Об этом свидетельствовали многочисленные суды, где разбирались жалобы на… реальных ведьм! Так например, 19 августа 1891 года у киевского мирового судьи рассматривалось дело Даниила Филиппова, который чуть было не убил ударом камня по голове среди базара “некую Моргулеву, женщину далеко уже не первой молодости” за то, что она “навела на него чары и уже более 10 лет мучит его; он нигде не имеет покоя, она отравила ему всю жизнь. Очарование это так велико, что она везде мерещится ему”.


В октябре 1893 года в один из полицейских участков Киева поступила жалоба Марты Б. на Лукерью Н. 60 лет, которая якобы “занимается колдовством и разными чарами для того, чтобы отбивать женихов и влюблять в себя молодых людей”. У пострадавшей она “отбила жениха, которому 25 лет”. Женщина просила полицию изгнать ведьму из города, а саму ее… “посадить на время в кутузку, дабы, быть может, прошла моя блажь, которую люди называют дурью”.


Где, скажите, будут требовать, чтобы власти всерьез взялись за ведьму, и в то же время называть свою же просьбу “блажью” и “дурью”? Такое бывает только в Киеве, где, по словам классика, “каждая торговка на базаре – ведьма”.


Комментарии в ЖЖ