Напомню основные исторические вехи и параметры стройки века. Более менее предметные разговоры о появлении нового моста начались еще на рубеже 80-90-х годов, причем транспортные проблемы северного левобережья был острыми уже тогда. В 1993 г. даже была попытка начать строительство, но из-за тяжелого положения в стране стройка быстро умерла и про мост на какое-то время забыли. В конце 2003 г. строительство началось заново. Концептуально проект остался прежним, хотя в деталях имел ряд отличий от более ранних версий. 

Детальная схема мостового перехода. В целом и общем она актуальна. Переход имеет протяженность более 7 км и основная часть сооружений будет двухярусной, чтобы пропустить в разных уровнях метрополитен и автомобили. В состав мостового перехода входит несколько больших мостов: через Гавань, Днепр, Десенку, а также через озеро Радужное. 

 

Еще одна старенькая, но очень наглядная схема от Обозревателя. Единственное, что на ней принципиально устарело – упоминание станции “Городня”.

 

Центральным сооружением перехода является стальной арочный мост через Днепр длиной 472 м. Высота арки в центральной точке – более 70 м.

 

На эстакадных частях мостового перехода предусмотрены три станции метро: “Судостроительная”, “Труханов остров” и “Залив Десенка”. Будет ли хотя бы одна из них запущена сразу при открытии Подольско-Вигуровской линии или это произойдет позже – пока неясно.

 

Поначалу стройка продвигалась ударными темпами и каких-то особых сомнений в быстром пуске объекта не было. На недостроенную эстакаду для пущей убедительности и наглядной демонстрации сооружения даже поднимали как-то вагон метро.

 

Во второй половине 2000-х стройка начала постепенно чахнуть, а впоследствии и вовсе начались длительные простои. Не последнюю роль в этом сыграла смена градоначальников в 2006 г. При этом, как это обычно бывает для подобных крупных объектов, “внезапно” появились различные организационные проблемы, которые для властей стали штатным оправданием приостановки строительства. Наиболее острым в этом отношении стал вопрос сноса дач на Русановских садах, а также выселения общежития на ул. Электриков. Однако решение вопроса, как и все остальное, упирается лишь в деньги, т.к. действительно принципиальных дачников сравнительно немного, а большинство других давно уже согласны на компенсацию. Когда деньги на компенсацию появляются, вопрос неожиданно начинает решаться в обычном рабочем порядке. Когда же деньги заканчиваются, начинаются очередные сказки от чиновников о тотальном нежелании дачников уходить с Садов.

 

Так или иначе, но большинство сооружений, которые мы можем наблюдать сейчас, были построены в первые 5-7 лет. Двухярусная эстакада близ Десенки:

 

Платформа станции “Труханов остров”. “Судостроительная” и “Залив Десенка” конструктивно почти ничем не отличаются.

 

Общий вид автомобильного яруса до начала монтажа арки:

 

Первая часть мостового перехода, состоящая из Гаванского моста и Нарежно-Рыбальской ул. была готова еще в 2007 г., но полноценно заработала лишь в 2010 г., когда достроили развязку на Набережно-Крещатицкой ул.

 

В 2011 г. после неоднократных простоев в жизни мостового перехода произошли знаковые сдвиги: были установлены 4 из 6 сегментов арки на арочном мосту через Днепр, наконец-то начался снос домиков на Садах и сдвинулась с места стройка на Рыбальском острове. Казалось бы в судьбе моста наметились существенные перемены, но все оказалось иначе. На фото: установка первого 650-тонного сегмента арки 2 июля 2011 г.

 

18 ноября 2011 г. во время опускания стрелы в транспортное положение опрокинулся плавучий кран “Захарий”, с помощью которого выполнялась установка сегментов арки. Сложно сказать, насколько это событие повлияло на дальнейшие темпы строительства моста. Много кто считает, что именно это явилось основной причиной остановки стройки, но по моему мнению это далеко не так. Монтаж арки с помощью “Захария” был отнюдь не бесплатным и владелец крана (компания “Планета-Мост”) хотел за каждый подъем немалых денег. Вскоре после падения “Захария” были озвучены планы о подъеме двух оставшихся сегментов арки с помощью домкратов. Ничего фантастического в этой технологии нет и каких-то особо космических сумм денег она не требует. Но прошло уже 2 года, а воз и ныне там. На продолжение монтажа деньги не выделялись и врядли бы они появились, будь “Захарий” в строю.

 

Тем не менее, “Захарий” стал некоей символической точкой, после которой каких-то очень существенных изменений на объекте не происходило. Хотя ряд работ был проведен и в 2012-м, и в 2013 г., для такого объекта это капля в море. Это фото было сделано почти год назад, но современный вид с этой точки почти ничем не отличается от прошлогоднего.

 

Пока мост продолжает оставаться символом популизма и безразличия чиновников к главной инфраструктурной проблеме города. Даже во времена глубоких простоев никто не стеснялся периодически называть очередные “реальные” сроки сдачи объекта.

 

Этот год не стал исключением, хотя разговоры в основном велись вокруг метро на Троещину. На объекте же в этом году практически везде царила тишина. С дамбы перед Русановскими садами даже забрали буровую на строительство развязки на Почтовой площади.

 

Некоторые реальные шевеления происходили лишь на Рыбальском полуострове. Был начат монтаж балок съезда с моста на набережную:

 

 

Сюда же свезли большое количество металла под балки съезда и основной эстакады, причем металл сразу из трех источников: Ленкузня, Житомир и Воронеж.

 

Но несмотря на наличие большого количества металла, монтаж почти не проводился.

 

На основной эстакаде были смонтированы всего несколько балок метрояруса:

 

До сих пор недостроена опора №8, расположенная рядом со станцией “Судостроительная”:

 

Несмотря на многократные обещания домонтировать арку с помощью домкратов, на арочном мосту за два года ничего не изменилось. Казалось бы в этом году уже ничего и не изменится, как неожиданно наметились перемены. Словно специально к 10-летию стройки, неделю назад было объявлено о выделении средств для подъема недостающих арочных сегментов и на объекте внезапно началось шевеление.

 

Сейчас на мосту готовят место под два башенных крана, которые выполнят установку домкратов. Даже назван срок монтажа – середина декабря.

 

В середину декабря пока не сильно верится, но подготовка к монтажу действительно идет. Честно говоря, я был сильно удивлен такими неожиданными новостями. Посмотрим, что будет дальше. Пыльное облако на фото – это пескоструйка одного из сегментов арки перед покраской. 

 

Конечно, если даже поставят последние сегменты арки, то до пуска моста будет еще очень далеко. В минимальном виде нужно смонтировать балки съезда и заезда с/на мост со стороны правого берега, нужно закончить эстакаду на Рыбальском полуострове, выполнить ряд монтаж работ на арочном мосту (монтаж арки – это еще далеко не финальная точка) и что-то решить с подъездами на левом берегу. Два года назад планировали сначала построить набережную от мостового перехода к просп. Ватутина, а уже потом заняться основной трассой, но потом передумали и вновь планируется воткнуть мост сразу на Стальского, а набережную, как и прежде оставить на перспективу. Но хочется верить, что в третье свое десятилетие мост войдет уже под заголовками типа “Подольский мост, открытый N лет тому назад празднует очередной день рожденья”.

 

Еще одним болезненным вопросом, безусловно, остается строительство Подольско-Вигуровской линии метро. За исключением нескольких установленных блоков на Подоле, никаких метростроевских работ до сих пор не началось. Но это тема отдельного разговора, повторяться здесь я не буду.

 

Ну а пока, остается лишь виртуально отправлять поезда на Троещину. Тем более, что вагон метро на эстакаду уже поднимали 🙂