Понятно, что подготовил это постановление недавно созданный и наделенный большими полномочиями Департамент культурного наследия и культурных ценностей Минкультуры. Возглавляет Департамент Андрей Винграновский, о котором известно, что он сын украинского поэта Николая Винграновского, и ничего не известно о его деятельности в области сохранения культурного наследия. Хотя, он лично уже успел согласовать скандальное строительство офисного здания во дворе на ул. Пирогова, 2, рядом с памятником архитектуры национального значения.

Особо активной деятельностью в Департаменте выделяется заместитель Винграновского Виктор Вечерский, которого киевляне знают, как специалиста по написанию и проталкиванию по инстанциям (научным и методическим советам) обоснований для сноса памятников архитектуры Киева для освобождения мест под новое строительство.

Последние из них: дом на ул. Сагайдачного, 1 б (усадьба архитектора Казанского, 1909 года), дома на ул. Нижний Вал, 17 и 17/6, конца XIX века,  и, наконец, обоснование для исключения Гостиного двора из списка памятников.  

Свое твердое и окончательное мнение о том, что Гостиный двор не является памятником, а есть новоделом, и не представляет ценности, Вечерский высказал на телеканале Сити 12 января.

Учитывая то, что Департамент принимает все решения по памятникам в Киеве (Управление по охране культурного наследия КГГА уже не имеет таких полномочий), можно с уверенностью сказать, что снос 100-летнего особняка на ул. Мельникова, 51, и уже предрешенный снос дома на ул. Золотоворотской, 11, также являются его делом.

Можно предположить, что это лишь малая часть старинных зданий, планируемых под “ликвидацию” или уродование путем надстроек и реконструкций.

УООПИК против, но его не слышат

Но не все так просто. Общественность сопротивляется. Летом, 4 июля Научно-методический совет по вопросам реставрации и реконструкции исторической застройки Минрегионстроя рассмотрел вопрос определения историко-культурной ценности “Гостиного двора” (охранный № 872). Обсуждение было долгим и бурным, решение –  неоднозначным. На него отреагировало Украинское общество охраны памятников истории и культуры (УООПИК).

В Кабинет министров на имя Николая Азарова было направлено письмо за подписью   председателя УООПИК Петра Толочко. В письме говориться о том, что профессиональная общественность обеспокоена намерениями ревизии историко-культурной ценности памятника архитектуры и градостроительства национального значения “Гостиный двор” с целью его исключения как из перечня памятников, не подлежащих приватизации, так и из перечня памятников вообще.  

УООПИК считает, что именно для этого 4 июля 2011 года было организовано заседание совета Минрегионстроя. Создается чрезвычайно опасный прецедент, открывающий путь к признанию такой, которая не имеет исторической и культурной ценности, любой  достопримечательности в Украине. Достаточно кому-то захотеть ее приобрести.

Специалисты считают, что 4 июля попытка ревизии ценности этого памятника возникла не ради установления объективной истины, а в связи с намерениями будущих владельцев освоить внутридворовое пространство памятника, а возможно, и надстроить его несколькими этажами.

УООПИК, которое в 1979 году принимало финансовое участие в воссоздании этого памятника и привлекло для этой цели 100 тысяч советских рублей общественных средств, выражает решительный протест против преступных намерений исказить памятник и просит правительство принять все необходимые меры для его защиты.

Ответа на это письмо общественная организация не получила. Впрочем, как и на многие другие письма, направлявшиеся в местные и высшие органы власти, касающиеся сохранения культурного наследия. Считаться с мнением общественности у нас не принято и этому уже никто  не удивляется. Почти все, кто рвется (или уже дорвался) к власти в  Киеве, питают слабость к строительному бизнесу и прилагают все усилия для использования территории города и его строений в корыстных целях.  Расставив “своих” людей на ключевых постах им это удается.

Остается открытым вопрос: как могло случиться, что по чьему-то заказу, по воле одного чиновника был открыт путь к сносу или уродованию прекрасного сооружения, которым уже много лет восхищаются отечественные и приезжие специалисты и киевляне?! И что ждет Киев дальше? 

Цена Гостиного двора

По словам Валентины Шевченко, автора проекта воссоздания Гостиного двора, первый Гостиный двор в Киеве был построен на Подоле архитектором Иваном Григоровичем – Барским в 1760 году. Это были одноэтажные корпуса, окружавшие прямоугольный в плане двор.

С 1798 года на площади, названной в дальнейшем Контрактовой, проводились ярмарки. С возрастанием объемов торговли возникла необходимость строительства более крупного, уже двухэтажного Гостиного двора на самой площади. Разработку проекта поручили известному петербургскому архитектору Луиджи Руска. В сентябре 1809 года проект Руска был утвержден в высших государственных инстанциях. В архивных документах подчеркивается, что проект “предусматривал здание о двух этажах с прекрасным фасадом”. 18 сентября началось строительство нового Гостиного двора.

Однако после пожара 1811 года, во время которого сгорела почти вся жилая застройка Подола, строительство остановилось из-за отсутствия средств. Успели возвести только один этаж, который накрыли деревянной крышей. В таком состоянии Гостиный двор пребывал до  1825 года. Затем было решено скорректировать проект, оставив один этаж, немного видоизменив элементы фасадов.

Каким же был Гостиный двор по первоначальному проекту? В киевских архивах удалось найти первоначальный план здания, а в ленинградском –  фасады и планы двухэтажного Гостиного двора за подписью Л. Руска, т.е. первоначальный проект, на основе которого и Шевченко и выполнила проект его воссоздания.

Разработка проекта была включена в план работ научно-исследовательского реставрационного отдела Госстроя УССР в 1971 году. Тогда готовились к прохождению трассы метрополитена верхним заложением по ул. Жданова (сейчас Сагайдачного). Трасса должна была пройти под средней частью Гостиного двора.

Метростроевцы поставили задачу: в кратчайший срок выполнить обмеры здания, необходимые для выдачи проектных решений, позволяющих сохранить центральную часть памятника. На том момент Гостиный двор, размерами 121х64 м, имел сотни мелких помещений с разными хозяевами. В таких условия, зимой  специалистами  были выполнены архитектурные и частично археологические обмеры и исследования. К счастью, метростроевцы нашли метод прохождения трассы под Гостиным двором без сноса его центральной части.

На исследования, проекты, восстановительные работы Гостиного двора ушло 19 лет. Большую поддержку в воссоздании памятника оказали Госстрой во главе с Г.Злобиным и Украинское общество охраны памятников истории и культуры. Было принято решение  разместить в здании реставрационные организации и библиотеку Госстроя.

Отдельно стоит сказать о прекрасном дворе Гостиного двора. Вначале в нем устраивали  выставки цветов, снимали фильмы и др. Однако в дальнейшем загрузили машинами и хозяйственным инвентарем. А ведь такой двор в Киеве единственный. В нем могли бы проходить концерты, летние представления, показы мод и др.

В решении, каким быть Гостиному двору, кроме высокохудожественного образа проекта Руска, значительную роль сыграли расположение памятника в центре площади и его градостроительное значение. Площадь сформировалась еще во времена Киевской Руси. В начале XII века на ней соорудили храм Успения Богородицы Пирогощей. После татаро-монгольского нашествия территория Киева надолго ограничились Подолом.

Площадь стала главной и приобрела функции общественного и культурного центра. Она постепенно застроилась. В XV века на ней соорудили деревянную Ратушу (городская управа), перестроенную в дальнейшем в кирпичный Магистрат. Перед Магистратом по европейской традиции в XVIII веке был построен фонтан с колодцем “Фелициан”, получившим, с появлением на нем скульптурной группы “Самсон и Лев”, название “Самсон”. Ротонда фонтана завершалась скульптурной фигурой апостола Андрея Первозванного.

С восточной стороны площади были расположены сооружения знаменитой Киево-Могилянской коллегии, в дальнейшем – академии – первого высшего учебного заведения в нашей стране. Значение площади поддерживалось строительством новых сооружений: в начале XIX века – Гостиного двора по проекту Л.Руска, и Общественного центра по проекту У.Гесте, из которого был построен лишь Контрактовый дом (также из-за нехватки денег). Оба архитектора придерживались одного высотного модуля – церкви Успения Богородицы Пирогощей, и бережно относились к сложившейся застройке.

Сегодня удивляет поверхностное, некомпетентное отношение властей всех уровней к культурному наследию Киева. Ведь в 2009 году киевская администрация заявляла о намерениях заняться реконструкцией Контрактовой площади, в частности, воссоздать недостающие части Общественного комплекса по проекту Гесте и здание Магистрата.

УкрНИИпроектреставрации и другим организациям были заказаны проекты, которые затем рассматривались в Главкиевархитектуре и УООПИК. Что же произошло? Изменилась власть?

По словам Шевченко, постановление Кабмина об исключении здания Гостиного двора из списка памятников архитектуры Украинской ССР – грубейшая ошибка.

Ведь реконструкция или надстройка Гостиного двора противоречат законодательству об охране культурного наследия в Украине (это территория заповедника “Древний Киев” и др.) и разрушат существующий градостроительный ансамбль исторической площади.