Тем не менее, на презентацию патронируемой президентом «стройки века» съехались все. Даже те, кого не звали. У рамок металлодетекторов охранник вел беседу с невесть как пробравшейся через два милицейских кордона троицей. Две «жіночки» и мужчина средних лет пришли без пригласительных, зато в вышиванках, с потрепанными кулечками с изображением «нашеукраинской» подковы и желанием посмотреть, что же это все-таки за чудо такое – «Мистецький Арсенал».


Фотогалерея: Главный музей Украины и мечта Ющенко – “Мистецький Арсенал”


Диалог зашел в тупик: без пригласительных нельзя, даже если очень хочется. Положение спасло прибытие высоких гостей. К рамкам прошествовали Павло Мовчан, Иван Драч, Лилия Григорович, Мыкола Жулинский…


– Микола Григорович! Ми голосували за президента, а нас не пускають! – бросились наперерез «жіночки» и… заключили потенциального спасителя в объятия. Не растерявшись, обниматься к Жулинскому пошел и охранник: зажав растерявшегося академика так, что не вырваться, улыбаясь поинтересовался: «Миколо Григоровичу, ви знаєте цих людей?». В итоге, «самозванцы» под патронатом Жулинского все же прошли в «Арсенал». А сама ситуация, кажется, задала тон всему мероприятию – никто не понимает, что происходит, но все улыбаются и думают о высоком.


Первыми выставку «De Profundis» («Из глубин…») пошли осматривать самые высокие гости: премьер в белом, секретарь СНБО в золотом, глава секретариата президента – в «помаранчевом». Ну и сам президент – в мыслях… Часть из них он озвучил, попросив не судить строго за то, что «пол – пока не такой, как должен быть в подобном музее» (фактически – просто залитый бетоном, кое-где – с концептуальными отпечатками сапог строителей). И пообещал, что скоро здесь все же будет «город-сад». Точнее – «музей с выставочными площадями – 57 тыс. кв. м.


Это – больше, чем Эрмитаж (площадь экспозиции – 47 767 кв. м. – Авт.) и Лувр (а вот тут президента неверно проинформировали: площадь экспозиции Лувра – 58 470 кв. м). Но, главное, – больше, чем площадь всех киевских музеев!». Правда, больше – не означает лучше… Тем более для музея, у которого своей коллекции фактически нет: все представленные экспонаты – из других музеев и частных коллекций.


На выставке «De Profundis» (продлится до 27 сентября, вход бесплатный) представили трипольскую пластику (посуда, статуэтки), древнюю скульптуру (особенно впечатлили «антропоморфные стелы» на кусках черной ткани, напоминающие надгробные памятники, – чем они, по сути, и являются). Еще – церковную скульптуру украинского барокко, классическую авангардную скульптуру Александра Архипенко и современную деревянную скульптуру (в число которой занесли и работы, сплетенные из лозы).


Все это, по мнению куратора выставки Евгения Карася, «тысячелетняя история, сконцентрированная в артефактах. История, которую можно почувствовать на ощупь». Многие и щупали. К примеру, президент пощупал деревянный барельеф ХIX века «Распятие» из коллекции Львовского музея истории религии.


Вообще, гости оценивали экспозицию по-разному. С легкой полуусмешкой прогуливался по залу куратор PinchukArtCentre Питер Дорошенко – конкуренции явно не почувствовал. Телеледи Анна Безулик подошла к искусству с практической стороны, взяв визитки у мастеров, лепивших в одном из зальчиков глечики и детские свистульки: обещала что-то прикупить.


Анатолий Хостикоев также проявил повышенный интерес к посуде – только трипольской: внимательно рассматривал древний горшок, словно прикидывая, пригодится ли в хозяйстве. К удивлению, среди гостей не был замечен идейный вдохновитель первого художественного мероприятия, проведенного в «Арсенале» – «ГогольFesta», Влад Троицкий (как потом выяснилось, он сейчас на театральном фестивале в Эдинбурге). Зато трудно было не заметить художника Сергея Пояркова. Он бегал туда-сюда как заведенный и комментировал экспозицию в привычном стиле «ну, такое…».


А вот у скульптора Олега Пинчука, представившего на выставке экспонаты из своей коллекции украинской деревянной сакральной скульптуры, эмоции били через край. «Мне очень понравилось! – признается Олег. – Со мной пришли мои друзья-швейцарцы. Они не самые эмоциональные ребята. Но когда увидели этот огромнейший зал – длинный, бесконечный, не рафинированный, вроде бы недоделанный, – это их привело в восторг!


Эта выставка – как оркестр, в котором каждая работа, каждый художник – инструмент. И вот они заиграли все вместе – по-настоящему впечатляет! Хотелось бы верить, что «Мистецький Арсенал» все-таки не ограничится этой первой частью. Что он заработает полностью, во всю силу, и действительно станет одним из лучших музеев Европы». Что ж, как говорится, его бы слова – да Богу в уши…


История вопроса


У семи нянек «Арсенал» без будущего


Через год с небольшим стукнет 10 лет с момента, когда впервые заговорили о создании «Музейного Арсенала», а до сих пор не закончен даже первый этап реконструкции


И как-то не верится, что к 2013 году, как планировалось, все удастся закончить. Даже глава Госуправления делами, в ведении которого ныне находится комплекс, Игорь Тарасюк как-то сказал, что строительство может растянуться еще на 10 лет… Хотя «Мистецький Арсенал» называют детищем Ющенко, указ о создании музея подписал еще Леонид Кучма – 5 декабря 2000 года.


В 2001-м «Мистецький Арсенал» включен в перечень заведений культуры, финансируемых из госбюджета. Понадобилось еще два года, чтобы имущественный комплекс военного городка №5, как в официальных документах назывался завод «Арсенал», был передан Минкультуры. И еще два – чтобы нашлись первые деньги для реконструкции: в госбюджете-2005.


Но как только пошло финансирование, началась чехарда с переподчинениями «Мистецького Арсенала». Минкульт, КГГА, снова Минкульт и, наконец, с августа 2007-го комплексом «заведует» Госуправление делами, пресловутая «ДУСя».


Утвержденная Кабмином смета проекта – 1,3 млрд грн. Но в минувшем году – пока не в документах, а в кулуарных беседах – упоминалась уже сумма в 3 млрд грн. За последние 5 лет на «Арсенал» пошло более полумиллиарда бюджетных средств. Сбрасывались на него и меценаты. Между тем, на 1 января 2008 года готовность комплекса составляла… всего 7,6%.


Интересные детали


А 37 миллионов где-то «потеряли»


Немудрено, что при такой частой смене хозяев часть денег загадочно «испарилась». Так, в феврале 2007-го прокуратура Киева озаботилась нарушениями в освоении 26 млн грн, а в ноябре СБУ возбудила уголовное дело по факту разворовывания 3 млн бюджетных средств. В апреле 2008-го КРУ сообщило, что из 10 млн меценатских средств только 2 млн были потрачены по назначению. То есть, по самым приблизительным подсчетам, в «Арсенале» «потерялось» около 37 млн грн.


Окончательный проект до сих пор не утвержден


Первоначально проект реконструкции готовил институт «УкрНИИпроектреставрация». Но правительство решило привлечь зарубежных мастеров, и в сентябре прошлого года провели конкурс на новый проект. По словам организаторов, заявки на участие подали 133 творческих коллектива, а украинские архитекторы жаловались, что узнали о конкурсе в последний момент из… зарубежных источников.


В результате – ни одной украинской архитектурной мастерской в финале, а победитель – японская компания Arata Isozaki & Associate. Причину таинственности многие видели в том, что, по условиям конкурса, предполагалось возвести более десятка новых объектов – и это в то время, когда любое новое строительство в охранной зоне Лавры, памятника ЮНЕСКО, вообще запрещено.


По сути, окончательного проекта реконструкции 10 га завода «Арсенал» на сегодняшний день не существует. Победитель и призеры конкурса лишь получили право на его разработку. И будет ли он реализован, говорить сейчас вообще никто не берется…


Знающий человек


«В этом году не дали ни копейки – строители работают в долг»


Иван ПЛАЧКОВ, координатор деятельности комплекса «Мистецький Арсенал»:


– Первый этап реконструкции – ремонтно-восстановительные и противоаварийные работы – планируем закончить к Новому году. Сейчас восстанавливаются исторические валы. Еще предстоит покрыть кровлю медью. На следующем этапе будем работать со 2-м и 3-м этажами.


Когда с основным зданием закончим, займемся другими объектами комплекса. Здесь нужна огромная парковка, необходимо построить подстанцию, поменять сети тепло- и водоснабжения. Надо спроектировать и построить большой киноконцертный зал. Но, думаю, это должны быть инвестиционные проекты. В этом году еще не профинансировано ни копейки. Строители работают в долг.



Проект реконструкции «Арсенала» победителей конкурса, японской компании Arata Isozaki & Associate


1. Центр украинской музыки
2. Музей современного искусства
3. Украинский центр экранных искусств
4. Центр творческих индустрий
5. Научно-исследовательский реставрационный центр Украины
6. Центр доставки объектов искусства
7. Административный корпус
8. Отель
9. Апартаменты искусства
10. Детский городок



Гости выставки эффектно контрастировали с болезненного вида скульптурной группой Александра Ридного «Каин и Авель»



Приобщение к прекрасному начиналось еше во дворе «Арсенала». Особенной популярностью для фото в стиле «Я и памятник» пользовалась работа Александра Дяченко «Композиция с острыми уклами»