На самом деле все просто – ограничений  у СГС – ни в размерах, ни в использовании материалов, ни в сюжетах – нет никаких. Зато есть правило. Скульптура, о которой идет речь, не существует автономно, она  – часть ландшафта, филигранно в него вписанная. Именно поэтому в немецком Мюнстере, где проходит самый знаменитый фестиваль СГС у местных жителей есть развлечение: смотреть, как долго туристы, пришедшие на место экспозиции, разглядывают все вокруг, пытаясь понять – куда же она подевалась, эта отмеченная на их карте скульптура? И находят ее иногда с большим трудом, так искуссно сочетается творение художника с окружающим его пространством.


В современных украинских мегаполисах с современной скульптурой дела плохи. Да, есть большое количество бюстов, постаментов, есть изображения литературных и сказочных героев. Но все они живут сами по себе, переставь такой памятник на сто метров, ничего не изменится. А попробуйте теперь передвинуть с одной лондонской крыши на другую какого-нибудь из 31 чугунных изваяний британского мэтра Энтони Гормли. Или представьте площадь у Центра Помпадур в Париже без поющего фонтана Тэнгли. Или Чикаго без его символа – стотонных “Облако-ворот “, любовно именуемых чикагцами “Фасолью”. Это так же невозможно, бессмысленно, как цветы без запаха и дом без окон.


И все же, это не значит, что в Украине нет художников, способных создавать достойную во всех отношениях городскую скульптуру, которую можно с гордостью показывать друзьям из-за границы. Жанна Кадырова – украинская художница, бывшая участница группы Р.Э.П., единственная из художников молодого поколения успешно практикует искусство в публичном пространстве – ее работы можно найти на улицах Киева и Шаргорода. Кафельные скульптуры Кадыровой уже стали своеобразным арт-брендом художницы. Из обычных стройматериалов – разноцветной кафельной и монтажной пены – Жанна создает сочные арт-объекты, которые прекрасно уживаются как в галереях, так и на городских улицах. Первые уличные скульптуры Кадыровой – кафельные лавки-графики – появились в Киеве летом 2008 года. На аллее Казимира Малевича лавка выполнена в форме линейного графика “экономического роста”, а на проспекте Победы расположились круглые “графики-торты”.



100-тонную скульптуру Аниша Капура “Облако-ворота” чикагцы любовно называют просто “Боб”. Гигантская “фасолина” из нержавеющей стали уже три года украшает местный парк.



Проект “Потерянный горизонт”, в рамках которого его автор, Энтони Гормли, выставил на лондонских крышах 31 чугунную скульптуру, вызвал в столице Британии переполох. В полицию стали поступать звонки от перепуганных жителей, сообщавших, что “неизвестный мужчина на крыше пытается покончить с собой”.



Фонтан Стравинского, также Фонтан Тэнгли – фонтан возле Центра Жоржа Помпиду в Париже, был создан швейцарским архитектором Жаном Тэнгли совместно с его женой, французской художницей Ники де Сен-Фалль, в 80-х годах прошлого века. Фонтан состоит из 16 находящихся в движении фигур, по очереди выпускающих струйки воды под лучшие произведения Стравинского.



В числе самых обсуждаемых проектов 2007-го года на фестивале СГС в Мюнстере “Эквивалентность. Разбитые камни” Густава Метцгера. Каждый день на протяжении 3 месяцев в разных уголках Мюнстера и Ковентри в произвольном порядке выкладывали несколько бетонных кирпичей – так между английским городом, разбомбленном немцами, и немецким, разбомбленном в ответ англичанами, символически устанавливаются “братские” отношения.


В Первом Национальном конкурсе современной городской скульптуры участвуют четыре украинских мегаполиса – Киев, Львов, Харьков и Одесса. Вот в них, их площади, улицы, улочки, проспекты,  в их центральные или “спальные” районы и нужно “вписать” свои идеи всем, кому небезразличен внешний вид страны. Что получится из масшабного соревнования творческих личностей, организованного ГИ “Спильна мета” при поддержке В.Ф. Януковича, станет ясно уже в декабре – когда на площадях четырех городов выставят 40 лучших работ, отобранных жюри – 40 живых доказательств того, что в Украине достаточное количество талантливых, думающих и живущих будущим людей.