– Салюты, вбивание строительных свай – и мозаика все больше подвергается разрушению, – рассказал “Газете…” директор Львовского филиала Национального научно-исследовательского центра реставрации Мирослав Откович, руководитель группы, исследовавшей Оранту. – Человек почти не ощущает возникающие при этом микроколебания, но они становятся фатальными для исторических объектов.


Чтобы проверить характер пустот в мозаике и их размеры, львовские реставраторы и специалисты заповедника “София Киевская” использовали медицинский эндоскоп, запускаемый через проделанные в мозаике отверстия.


– Даже сейчас, когда мы смотрим на экран эндоскопа, то видим, что микрочастички, пылинки постоянно падают, – говорит Мирослав Откович. – Это очень медленный процесс, но безвозвратный. Что происходит во время фейерверков, подумать страшно…


Сейчас ученые определяют, как восстанавливать Оранту. Метод хотят избрать тот, что и при укреплении мозаичного изображения Христа Пантократора и архангела Михаила, тоже в Софии, о чем писала “Газета…”. Тогда были использованы специальные бронзовые шурупы с широкими шляпками, которые вкручиваются в стену и удерживают мозаику. Тогда шурупов понадобилось несколько десятков.





Богоматерь Оранта – мозаика ХI века в Центральном куполе Софийского собора. Автор ее неизвестен, но, скорее всего, выполнена она византийскими мастерами. Причем из украинских материалов: на территории Софии найдены печи для плавления смальты – стекла, сваренного с разными солями для получения разнообразных цветов. Из всех подобных памятников мозаика Оранты ценна тем, что сохранилась почти на 100 %.