Не будем интриговать читателя и скажем прямо, что текст внутри рамы можно назвать скорее ошибочным и по своей сути несправедливым. События развивались следующим образом. После того, как в 1755 году Золотые ворота были засыпаны землей (“для сохранения” их в сентябре 1832 года открыл археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, собрав для этой цели по подписке деньги, включая и значительный “свой кошт”). Сделав первый шаг, “соревнователь Общества истории и древности Российских” подумал и о защите руин от непогоды, предоставив в “Комитет по открытию и сохранению киевских древностей” ряд ценных предложений. Затем Лохвицкий, изъяв из раскопок Ирининской церкви шиферную плиту, решил увековечить это историческое событие. Так появился на свет памятный знак — отполированная доска с вырезанными на ней позолоченными буквами, заключенная в бронзовую раму.

 


Рисунок Василия Тимма “Золотые ворота” (1858)

 

Все идеи Кондрата Андреевича были замечательными, только вот “натянутые отношения с руководством упомянутого комитета мешали их осуществлению. К тому же за дело взялся председатель другого, уже строительного, комитета барон Фитингоф. Текст, составленный Лохвицким, он переиначил по-своему. В итоге киевляне имели честь прочитать следующее: “По соизволению Государя императора Николая I, отрыты из вала в 1832-м году. Остаток Златых Врат, сооружены при великом князе Ярославе I около 1073 г. по Р.Х.”

 


Рисунок после раскопок Лохвицкого (1830-е гг.)

 

Как видим, имя первооткрывателя в тексте даже не указано. Да и дата — нереальная, так как Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Для археолога такие недоработки были ударом по его чести и самолюбию. Он резко раскритиковал случившееся, призвал в союзники общественность, и в результате его имя как автора открытия было приписано, а дата исправлена.

Любопытно, что Золотые ворота, хоть и в полуразрушенном виде, служили центральным въездом в Киев до середины ХVIII века. В 1596 году Рейнольд Гейденштейн, доверенный секретарь королей Стефана и Сигизмунда III, писал: “Упомянув о Киеве, не излишне будет вкратце припомнить о его положении и древностях… Когда он был построен, как давно существует, может быть с времен Колхиды и Энея, неизвестно. Остались, однако, памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной архитектуры, все позлащенные и такие высокие, что две повозки, поставленные одна на другую, не достигают их вершины…”

 

 Наиболее ранние известные изображения Золоых ворот, а точнее уже их руин, принаддежат голландскому художнику А. ван Вестерфельду и датируются 1651 г. Сохранились качественные копии его рисунков 18 века.

Сегодня остатки Золотых ворот размещены под сводами каменного павильона, имитирующего в натуральную величину первоначальный вид этого древнего сооружения. Выглядит впечатляюще. Грандиозный фасад венчает златоглавая церковь Благовещения. Все это великолепно, но только теперь киевляне не имеют возможности побродить, как прежде, в проезде этого уникального памятника отечественной истории, прикоснуться к его священным камням. Сколько тайн хранят древние руины! На западной стене можно увидеть выцарапанный острым предметом рисунок, изображающий охоту на вепря. И зверь, и собака, и сам охотник очень достоверны. Фреска с таким сюжетом существует и в одной из башен Софийского собора.

Сохранились в Золотых воротах граффити ХI—ХII веков с надписями: “Трофим”, “Никола”, “Господи, помоги рабу своему…” и т.д. Но самым трепетным экспонатом является обломок плинфы, найденный при изучении ворот в 1973 году, на котором сохранились отпечаток босой человеческой ступни и следы дождевых капель. Безымянный строитель ХI века, видимо, не случайно оставил нам этот “автограф”, как это сделал первый астронавт, ступивший на поверхность Луны.

Фото надані сайтом “Око”