Есть, правда, ребята, которых, как в золотые для училища 1970-е годы, манит речная и морская романтика. Таких учить – сплошное удовольствие.
Самое интересное в училище – это занятия по специальности. Мы побывали на уроке судовождения и лоции у будущих мотористов. Под руководством преподавателя, бывшего лоцмана Олега Яцишина ребята учились отдавать швартовы.
Наука это сложная, особенно для человека несведущего. Разобраться в том, что куда «захлестывать» и «набрасывать», невозможно. Но это для нас, сухопутных, так сказать, крыс. А вот будущим речным и морским волкам это – раз плюнуть! Хотя, конечно, для начала и им нужно все показывать на пальцах.
– Здесь, как в любом деле, главное – практика и сноровка, – успокаивает Олег Яцишин.
А свою первую зарплату ученики получают еще на практике. Проходят ее на базовых предприятиях – «Укрречфлоте», речпорте, заводе «Укрводшлях» и круизной компании «Червона рута». Зарплата зависит от усердия ученика, а также от возможностей предприятия. Но, как правило, сумма не меньше двух тысяч гривен. И на то предприятие, где проходили практику, ученики чаще всего после выпуска устраиваются на работу.

«В вашем кабинете стояла моя койка»

Существует училище водников с 1874 года.
134 года назад Киевская городская дума выделила на создание училища для детей обедневших дворян и офицеров фантастическую по тем временам сумму – 30 тысяч рублей. А дом отписал киевский купец Котляревский в своем завещании.
– Это был роскошный особняк на улице Игоревской, – рассказывает директор училища Валерий Гаврилюк. – В советское время, когда в наше училище был конкурс по 4–5 человек на место, там находился учебный корпус, а здесь, на Братской, 12, – общежитие для иногородних. Но когда на работу на киевские предприятия перестали брать людей без местной прописки, особняк Котляревского у нас отобрали, и бывшее общежитие превратилось в учебный корпус.
Валерий Гаврилюк вспомнил, как пару лет назад сюда, на улицу Братскую, пришел бывший учащийся и, зайдя в кабинет директора, заявил: «А вот здесь, где ваш стол, когда-то стояла моя койка!»

Из Киева – в Нью-Йорк и Амстердам

Выпускники прошлых лет в училище – частые гости. Среди них девушка, которая сейчас работает бортпроводницей на рейсах «Нью-Йорк–Амстердам» – директор ею очень гордится. Приезжая в альма-матер, девушка всегда благодарит преподавателей за то, что дали такую замечательную специальность.
Есть среди выпускников и настоящая модель, работавшая с известным дизайнером Андре Таном. Училась она, кстати, на секретаря руководителя, а сейчас снимается для обложек глянцевых журналов.
Многие, поступая в училище водников, мечтают о международных морских рейсах. И ничего несбыточного в такой мечте нет. Чтобы оказаться на белоснежном океанском лайнере, нужно выучить английский или немецкий языки, а после училища, наработав необходимые часы, поступить на курсы при государственной инспекции по дипломированию моряков.

Учить романтиков – сплошное удовольствие

Среди учеников достаточно много тех, чьи родители – потомственные речники. С продолжателями речных династий преподавателям легко – эти дети знают, зачем пришли в училище, чем будут заниматься по его окончании. Трудно с теми, кто пришел сюда потому, что не поступил в вуз. Преподаватели считают, что они здесь просто проводят время, и особого желания учиться не демонстрируют.

Многие, поступая в училище водников, мечтают о международных морских рейсах. И ничего несбыточного в такой мечте нет