— Шевченко взялся рисовать Киев в 1843 году, задумав целую серию работ под названием “Мальовнича Украiна” — это, по его замыслу, должна была получиться своеобразная художественная энциклопедия в виде периодического издания, — рассказывает заведующий отделом выставок Национального музея Т.Г.Шевченко Владимир Яцюк. — А в 1846-м, по окончании Санкт-Петербургской Императорской академии искусств, он решил зарисовать весь Киев, работая во Временной археологической комиссии художником. Год спустя Шевченко арестовали по делу Кирилло-Мефодиевского братства, отправили в ссылку, и на переправе через Днепр отобрали все рисунки киевского цикла, которые Тарас Григорьевич взял с собой — он переводил в домашних условиях рисунки в акварели, сепии (вид графики, выполненной коричневыми красками. — Авт.). “Жаль, что я не оставил у вас рисунок киевского сада, — сокрушался в письме к другу уже из Орской крепости Шевченко. — Потому что он и все, что были при мне, пропали у Фундуклея.”


Вскоре на имя цивильного губернатора Киева И.Фундуклея пришло письмо из канцелярии императора: рисунки киевских видов, выполненные Шевченко, следовало переправить в Санкт-Петербург, якобы для дальнейшей пересылки их автору. Фундуклей “отписался”: “Имею за честь доложить, что все бумаги предоставлены мной господину Киевскому военному генерал-губернатору”, т.е. Дмитрию Гавриловичу Бибикову. Тот в ответ на распоряжение выслал в Петербург какие-то рисунки, приложив сопроводительное письмо — в нем ни слова о киевских видах. Ознакомившись с содержимым “посылки”, начальник жандармского Третьего отделения императорской канцелярии граф Орлов поставил на письме раздраженную резолюцию: “Такая дрянь, что и показывать нечего”.


…Портфель с этой “дрянью” Шевченко вернули в 1859 году, после ссылки, — киевских видов там не оказалось. Ранее он писал Фундуклею, чтобы тот отдал ему рисунки, пытался даже ублажить: “В портфеле среди прочего есть оригинальный рисунок известного французского живописца Ватто. Если Ваше превосходительство захочет приобрести его, я охотно уступлю за цену, которую вы назначите. Предложил бы вам виды Киева, но они, во-первых, не завершены, а во-вторых, они будут мне здесь напоминать наш прекрасный Киев”. За солдата Шевченко просили и офицеры — из Орска писали письма капитан Мешков, адъютант подпоручик Растопчин… Но желаемого Тарас Григорьевич не получил.


Почему Бибиков не отдал рисунки киевского цикла, на то есть у Владимира Яцюка, посвятившего поиску этих работ не один десяток лет, своя версия: возможно, эти работы Шевченко выполнил, зная о желании генерал-губернатора, влюбленного в город, иметь альбом киевских видов. По крайней мере, акварелист Михаил Сажин, академик Санкт-Петербургской академии искусств, составил для Бибикова альбом здешних памятников старины, открытых в годы его губернаторства…


— Когда Шевченко жил у Сажина, в доме по улице Козье болото (ныне переулок Шевченко в Киеве. — Авт.), они вместе рисовали наиболее примечательные части города, окраины, внутренний вид киевских храмов, — продолжает Владимир Яцюк. — Был создан альбом из 45 страниц. Удалось установить, что Шевченко не подписывал свои рисунки. Когда его арестовали, друзья ставили под ними свои автографы, чтобы спасти от конфискации. Впоследствии многим его работам в самом деле стали приписывать чужое авторство, а Сажина — обвинять в плагиате. Позже альбом растерялся по всевозможным собраниям. Лишь в 1930 году половина работ из него отыскалась в фондах Московского государственного исторического музея в разделе “Города России”.


Установить истину — какие работы принадлежат руке Шевченко, а какие Сажину и другим художникам — для специалистов оказалось делом не столь сложным, как отыскать сами рисунки по многочисленным музеям бывшего СССР.


— Руку Шевченко нетрудно узнать по изображению деревьев — он нарушал традицию, принятую в XVIII веке, — объясняет Владимир Яцюк. — Еще когда Тарас Григорьевич учился в Академии искусств, современники отмечали, что он рисует их очень натурально, узнаваемо, каждое — особым почерком, тогда как, согласно традиции, деревья изображали схематически. Именно по этому различию было установлено, что, например, известную картину “Аскольдова могила” написал Шевченко, а не Сажин, как считалось раньше. Таким же образом я возвращаю авторство Шевченко еще четырем работам.


Владимир Яцюк заметил: Тарас Григорьевич настолько любил тополя, что иногда, рисуя реальный пейзаж, “насаживал” их там, где этих деревьев на самом деле не было. Например, на подготовительном рисунке “Почаевская лавра с запада” тополиного “обрамления” нет, а на готовой акварели — есть. И он любил сопоставлять на рисунках стройные, нацеленные в небо тополя со стремительными формами церквей.


Когда выясняли авторство акварели “Древние фрески в Киево-Софийском соборе” (тоже приписываемой Сажину), внимание исследователя привлекло изображение женщины с двумя детишками в левом нижнем углу картины. Показалось, что где-то такое уже было. Позже выяснилось, что фигура молодицы с ребенком слева словно перенесена с эскиза картины Шевченко “На пасеке” — те же позы, пропорции, тени…


Комментарии в ЖЖ