Этот необычный памятник представил вчера киевлянам ко Дню Святого Валентина скульптор Владимир Белоконь. Кстати, он же автор того самого металлического дуба с растущими на нем «12 стульями», у которого с момента его появления на Майдане (дело было в мае) не фотографировался только ленивый. И эти «скульптуры» – только малая часть того, что он сделал. Не говоря уже о том, что задумал.

– Володя, откуда у вас такое оригинальное видение скульптуры?

– Ой, меня этот вопрос в тупик поставил… Я вообще в художественные мастерские, где занимались металлом, случайно попал, через мно-о-ого лет после школьных уроков труда. Первой, так сказать, авторской работой был подсвечник, который я сделал от и до своими руками. Он «потянул» за собой целую серию подсвечников. А «зацепился» я потому, что друзья не поверили, когда сказал: «Это сам сделал. И сам придумал».

Решил делать второй подсвечник, третий, десятый… Потом сделал кактус, у которого вместо колючек – натуральные гвозди. Причем весь коллектив мастерской убеждал меня, что шляпки от гвоздей надо убрать: мол, должны быть «просто колючки». А я сказал: «Да ну, что вы понимаете…» Теперь таких «неправильных» кактусов много – и все они в частных коллекциях.

– А правда, что рисовать вы не умеете?

– Чистая правда: быстрее сделаю, чем нарисую (смеется). И художественного образования у меня вообще нет. Чего хочу – объясняю «на пальцах» ребятам, которые рисуют гораздо лучше меня. Некоторые детали не сам делаю – чеканку, например.

Вот нужно было мне отчеканить ухо – хотел его совместить с пластинкой. А композиция такая – из пластинки в ухо влетают слова песни моей любимой группы «Ремонт воды», а еще на ней есть водопроводный кран, из которого льются их же тексты: слова разлетаются брызгами и образуют лужу…

Для меня главное – идея, а из чего она будет сделана, хоть детки мелками на асфальте нарисуют, абсолютно не важно! И пока не реализую – не успокоюсь! Вот поставили мне задачу – сделать козырек для дымохода, чтобы вода не затекала. Я посчитал, что интереснее не просто сделать козырек, а «вырастить» какие-то грибы рядом со спутниковыми антеннами – вот они и «выросли».

А рядом, на «коньке», – улитка, которая съела «неправильный» гриб и начала превращаться в стрекозу. Идею я немножко своровал у Льюиса Кэрролла. Мы так договорились: что-то я у него ворую, что-то – он у меня.

– Кстати, а куда делись с Майдана «12 стульев»?

– Их забрали на реставрацию. Дерево должно было простоять на Майдане всего три месяца, а потом уехать к хозяину. Но он посчитал, что «12 стульям» место на Майдане: на них реагируют, многие фотографируются. А закончилось тем, что дерево не только поломали, но и пытались своровать.

После реставрации оно вернется на свое место уже в этом месяце… А первая моя работа на Майдане (вернее, в переулке Шевченко, напротив дома-музея) – кофемолка с «визуальным эффектом»: стену, у которой она стоит, разрисовали… летающими кофемолками. Еще интересно было бы поиграть с запахами. Сделать сердце, которое стучит. Дверной глазок, в котором показывали бы мультики.

– А как можно к металлу «за уши притянуть» запахи?!

– Первая идея с запахом была (жалко, ее не реализовали) – сделать дерево, танцующее стриптиз. И чтоб оно пахло женскими духами или травой…

– С трудом верю, что вам приходится вымучивать идеи…

– Иногда приходится – если на заказ. Вот идея со стульчиками – вымученная. Что должно расти на дереве для ботсада? Я хотел подарить им дерево, но когда узнал, сколько для этого нужно разрешений, пришел в ужас. Было много классных идей: сделать дерево-компот, на котором росли бы вишни, груши, всякие разности.

Или совместить на одном дереве ветки гинкго-билоба, сирени… Когда пришла идея увешать дерево стульями, я сказал: «Стоп, вот оно!». Дерево не только плодоносит, но и дает тень – в тени можно отдохнуть на стульях, им же и «производимых»! И дальше идеи пошли: стульчики отдыхают на скамейке, играют в прятки…

– Можно предположить, что идея с фонарями посетила вас во время прогулки.

– Я долгое время ездил домой через метро «Арсенальная», гулял по Мариинскому парку… «Вырисовались» целующиеся на лавочке фонари: атмосфера, знаете ли, располагает. Если мой памятник станет местом встречи влюбленных, народ на такое «клюнет» – это, поверьте, открывает такой простор для будущих работ… Держитесь – фонари покажутся детским лепетом! Профессия-то моя – выдумщик.

– «Автопортрет» ваш – и вправду произведение выдумщицкого искусства.

– Да-а, я там в виде гусеницы, а гусеница сделана из напильника, который лазит по фикусу и вырезает из металлических листьев металлических бабочек… Не удивительно, что недавно мне в голову пришла такая фразочка: «Я не творю, а вытворяю». Когда решил рекламировать себя, неделю придумывал слоганы. Шикарнейшие слоганы были: «Владимир Белоконь – подкованная фамилия, подкованные идеи». Или вот – «Есть идеи, которые не ржавеют».

– А расскажите про идеи из области нереализованного!

– В любой бетонной стене есть арматура – я бы из металлических прутьев изобразил очертания людей: как будто арматура вылезает из стены, освобождается. Что касается фонтанов, могу предложить «Писающего мальчика»: фигуру эту можно установить в подворотне где-нибудь на Подоле, в женском туалете какого-нибудь клуба. И поставить детекторы движения: идешь по подворотне, и он «включается»…

А вот чего действительно хотелось бы – так это чтобы в Киеве появился его символ, каштан, на котором «обозначены» все времена года: поворачивая его, переходишь от весны к лету, от лета к осени, и так далее. Но одному мне с этим не справиться: нужна помощь городской администрации. Идея-то хорошая, жалко ей пропадать… Реализовал я около ста идей, а нереализованных в два раза больше!