Первый участок ручья “Кадетская роща” был закрыт в коллектор еще в 1870 году, во время строительства железной дороги. Красивая арка, взятая в бетонную рубашку, и сейчас отличается от остальных притоков Лыбеди. Верховья ручья были убраны под землю уже в середине 1950-х годов, во время строительства жилого массива “Первомайский”. Отдельные фрагменты кадетской рощи сперва просто перекладывали в бетонные берега, на манер Лыбедского канала. Со временем и их накрыли бетонными плитами, а сверху построили гаражи.

Диггеры, самые частые посетители подземного ручья “Кадетская роща”, окрестили его коллектор «Железнодорожный» из-за постоянно грохочущих над головой поездов. Также в его русле можно найти железнодорожные таблички, рельсовые костыли и всякий прочий локомотивный хлам. Старинных участков, кроме упомянутого выше портала, не сохранилось. Информация выше взята из книги известного киевского историка Кирилла Степанца «Энциклопедия киевских рек» и как нельзя точно описывает эту подземную реку.

Экскурсия с диггерами Киев

Кадетская роща (укр. Каде́тський гай, Каде́тська роща) — историческая местность в Киеве, через которую протекает ручей с таким же названием (правый приток реки Лыбедь).
Известна с конца 18 столетия как Шулявская роща, а после постройки тут в 1857 году Владимирского Киевского кадетского корпуса (Воздухофлотский проспект №6) — Кадетская роща. Простиралась между Шулявкой, Соломенкой и Чоколовкой, захватывая часть современного Воздухофлотского проспекта и Первомайского жилого массива. Большая часть рощи вырублена во время Гражданской войны, со временем застроена. Остальная часть — лесопарк между улицой Уманской и железной дорогой. Название «Кадетский Гай» дано в 1994 году новой улице в новом жилом массиве Турецкий городок.

На фото ниже — та самая арка ведущая в подземелье. Раньше она была кирпичной, но из соображений долговечности взята в бетонную рубашку.

Вход в туннели подземной реки Кадетская роща.

Здесь видно, что тоннель выходит из под железной дороги и переходит в свое обычное квадратное сечение.

Арочный туннель под железной дорогой соединяется с основным туннелем

Коллектор Железнодорожный

Иногда в русла подземных рек делают подключки и сюда сливается вода. Как правило она чистая, поскольку такая вода без очистки сливается в Днепр самотеком. Иногда в подземные реки умышленно пытаются сливать нечистоты, тогда киевский клуб диггеров ACIS обнаруживает незаконные врезки и ликвидирует их.

Небольшая подключка врезана в русло подземного коллектора

Отличительная особенность реки “Кадетская роща” — это простор. Здесь можно гулять и нигде не нужно пригибаться.

Экстремальный тим-билдинг в Киеве

Местами тоннель поврежден. На этом участке горное давление сплющивает коллектор, рабочие укрепили его стальными распорными балками.

Подземные реки Киева

Развилка тоннеля, налево ступеньки ведут к выходу на поверхность.

Небольшой фризлайт на развилке коллектора Железнодорожный

19872204

Прогулка по ручью заканчивается в очень интересном месте. Здесь перепад высот и строители сделали большой каскад из ступеней, который выглядит особо эффектно в контрсвете.

Каскад в конце коллектора Железнодорожный