Пророчество сбылось спустя тысячу лет, когда в столичном для крепнущей и принявшей Православие Руси Киеве стали появляться христианские храмы. Но зазвучавших под каменными сводами книжных проповедей для утверждения в истинной вере вчерашних язычников было недостаточно. Требовался живой пример духовного подвига, увенчаного Божественной благодатью. Такой пример во всем его величии воплощало монашество. Становилась очевидной необходимость воспитания на Руси своего иночества, готового понести самые важнейшие в воцерковлении страны труды. Воспитание это происходило в стенах Киево-Печерской Лавры, основанной на берегу Днепра вблизи южных окраин древнего Киева. Впервые упоминаемая в древнерусских летописях под 1051 г., обитель встретила в нынешнем году свое 950-летие. В дни празднования юбилея в Лавре находилась привезенная сюда великая святыня – честная глава Св.Апостола Андрея.
 
Как повествует составленная в начале 12 в. “Повесть временных лет”, в середине предыдущего столетия в расположенной в околокиевском с.Берестове загородной княжеской резиденции находился храм Святых Апостолов, где служил священник Иларион, постник и книжник. На соседнем холме, располагавшемся к югу от берестовского, он выкопал среди леса четырехметровую ‘печерку’ для тайной молитвы: вероятно, обстановка подземелья открывала подвижнику возможность полного уединения, напоминала о пещере Рождества Христова, о высеченном в скале у Иерусалима Гробе Спасителя, о собраниях первых христиан в катакомбах под Римом, о подвигах иноков-пещерножителей Египта и Палестины. Известно, что использование пещер в качестве места для молитвы, жилья и погребения как отдельными иноками, так и целыми иноческими общинами являлось распространенным явлением еще при возникновении христианского монашества в 4 в. В 1051 году Иларион стал митрополитом Киевским, и пещера под Берестовым опустела. Но очень скоро в ней поселился отшельник – преподобный Антоний Печерский. Уроженец древнерусского г.Любеча, он в юные годы ушел на Святую гору Афон в Греции, где в одном из монастырей принял иноческий постриг. Став опытным подвижником, преподобный получил благословение настоятеля родной обители, данное по указанию свыше, вернуться на Русь для насаждения там иночества. Придя в Киев, содержавшиеся князьями, но ни в одной из них не пожелал остаться, жаждая, по-видимому, сурового подвига, преподобный стал искать пристанища в ближайших окрестностях Киева и пришел на Берестово, где и обнаружил Иларионову пещеру. Со временем молва о преподобном Антонии распространилась, и многие стали приходить к нему за благословением. Нашлись и такие, кто хотел, приняв иночество, разделить с Антонием его нелегкие труды во спасение души. Они устраивали себе новые подземные кельи, выкопали и пещерную церковь для общей молитвы. Отсюда произошло название Лавры – Печерская, т.е. пещерная. Когда число собравшихся вокруг Антония монахов достигло двенадцати, старец назначил главой общины Варлаама, а сам выкопал под берестовской горой новую пещеру и уединился в ней. С увеличением числа иноков пещерная церковь стала тесна. И, взяв благословение Антония, насельники обители строят над своими пещерами первый наземный храм – деревянный, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Последним великим делом преподобных Антония и Феодосия, почитаемых в качестве устроителей Лавры, была закладка первого каменного храма обители. Однажды ночью в небе над монастырем явилась огненная дуга, одним концом ставшая на обитель, другим – на соседнюю гору, под которой в уединенной пещере жил преподобный Антоний. Когда же в 1073 году подвижники, решив приступить к постройке большого каменного монастырского храма, задумались о подходящем для церкви месте, последнее Господь указал особыми знамениями именно на вышеуказанной горе. В том же году, после закладки храма, преставился преподобный Антоний, а год спустя – Феодосий. Пещеру, где почивают мощи преподобного Антония, стали называть Антониевой, или Ближней, так как строящийся каменный храм оказался к ней ближе, чем более ранняя пещера, с которой начиналась история Лавры. Отдаленную же пещеру назвали Дальней, или Феодосиевой – в связи с погребением там преподобного Феодосия. Вокруг строящейся каменной церкви братия воздвигла еще один деревянный монастырь, куда и переселилось большинство иноков из старой обители.

Отдельные иноки продолжали поселяться в пещерах. Кроме того, пещеры стали местом погребения усопших иноков. Постепенно и над Антониевой пещерой возникла небольшая обитель. Под Ближними и Дальними пещерами стали подразумевать не только подземелья, но и монастыри над ними. В 1089 году каменный храм был освящен во имя Успения Божией Матери и назван Великой Печерской церковью. Последняя стала образцом для множества других храмов Руси. Впоследствии собор обстроят по бокам малыми церквами, и он окажется многоглавым. В 1091 году в Великую церковь перенесли из Дальней пещеры мощи святого Феодосия. В начале XII века западнее Великой церкви, над Святыми вратами монастыря, соорудили вторую в Лавре каменную церковь – Святой Троицы. При ней устроили иноческую больницу. На этом и завершилось формирование основных частей Лавры, до самой революции делившейся на четыре монастыря. Каждый из них представлял собой функционально замкнутый, но и гармонично вписанный в общий вид Лавры ансамбль зданий, включавший несколько храмов, колокольню и корпуса. Свой современный облик Лавра, не раз горевшая и разорявшаяся, обрела преимущественно в эпоху украинского барокко – с середины XVII до конца XVIII века. В противовес подтачивавшему Русь злу междоусобиц и двоеверия, в стенах Киево-Печерской Лавры является сонм верных продолжателей дела преподобных Антония и Феодосия. Обитель была не только приютом подвижничества, но и центром науки и культуры. К числу иноков печерских принадлежали преподобный Нестор Летописец, преподобный Алипий иконописец и безмездно исцелявший людей преподобный Агапит, чьи имена вписаны в отечественную историю золотыми буквами. Лаврские подвижники охраняли родную обитель как очаг благочестия, основывали новые монастыри, наставляли князей и бояр как сильных мира сего, доносили проповедь о Спасителе в самые отдаленные уголки своей Родины, смело обличали общественные пороки и предупреждали о направленном против них грядущем вразумлении свыше.

Таковое пришло в лице монголов. И если Северная Русь воспрянет после нашествия сама, то Южную из рук Золотой Орды вырвут литовцы, которые создавали в это время свое государство и хотели надежно защитить его южный рубеж. Они пришли в Среднее Поднепровье, чтобы освободить соседей от рабства и научиться у них тому лучшему, что накопила добатыевская Русь. Вчерашние язычники, литовцы стали принимать православную веру, и со временем среди них просияли новые подвижники благочестия. Как здесь не вспомнить жившую в XVI веке святую Иулианию, праведную княжну Ольшанскую, преставившуюся в 16 лет. Ее похоронили возле Великой Печерской церкви, на обновление которой литовцы еще в 1470 году пожертвовали немалые средства. Нечаянно обнаруженные в начале XVII столетия мощи княжны оказались нетленными и, оставленные открытыми в Успенском соборе, вскоре прославились чудесами. С XVIII века святыня пребывает в Ближних пещерах. Поиск политических выгод привел, однако, Литву к уклонению в католицизм и соединению с Польшей. В итоге на рубеже XVI-XVII столетий Южная Русь оказалась перед угрозой растворения в Речи Посполитой. И восстала! Обретя опору в своей домонгольской “античности”, она в то же время осознала себя как самобытная и цельная сила. В этот момент Лавра вновь становится значительным просветительским центром, призывая православных не отступать от истинной веры. Здесь трудятся образованнейшие мужи, из-под пера которых выходит немало сочинений в защиту Православия. Изданные в печерской типографии, они расходятся по всей стране. Впервые печатаются (1635) жизнеописания известнейших лаврских подвижников древнерусского периода. В 1638 году в Лавре издается “Тератургима” – сборник новейших свидетельств о чудесах, произошедших от почивающих в пещерах мощей подвижников. Наконец, в 1643 году выходит в свет “Правило молебное” к преподобным Печерским. Если раньше память большинства из них чтили только в самой обители, то теперь благословлялось их общецерковное почитание. Ради того, чтобы мощи преподобных почивали более благолепно, их из первоначальных пещерных могил переносят в деревянные раки, для которых в стенах подземелий по образцу римских катакомб устраиваются особые продольные ниши-аркасолии.

Молитвами преподобных Печерских Лавра пережила и богоборчество XX века. Закрытая в конце двадцатых годов, она временно возродилась в надпещерной своей половине в период с 1942 по 1961 год. Святыню постиг тяжелый удар – 3 ноября 1941 года была взорвана Великая церковь. По одной версии, это было делом рук киевских подпольщиков, задумавших обрушить своды храма на голову прогитлеровского чехословацкого президента, по другой – итогом стремления нацистских оккупантов к обезвреживанию мин, заложенных под собор отступавшими советскими войсками. Полстолетия в самом сердце Лавры возвышались руины – словно рваные края огромной раны… В год 1000-летия Крещения Руси Церкви вновь возвратили Дальние пещеры. Возрождение обители началось там, где она была основана. 28 августа 1989 года, в день престольного праздника Великой церкви, на ее руинах был совершен молебен в честь 900-летия освящения собора. В декабре того же года “заговорила” колокольня Ближних пещер, хранившая под своими сводами старейший из уцелевших лаврских колоколов – “Мазепин”. С осени 1990-го начались регулярные богослужения в расположенном у руин Великой церкви храме преподобных Антония и Феодосия. В 1991-м “пробудились” еще две колокольни – Дальних пещер и Большая, 96-метровая красавица, возведенная в XVIII веке и ставшая для своего времени высочайшей православной звонницей Руси. В праздничные и воскресные дни звон всех трех колоколен сливается в один ликующий глас. С середины 90-х годов на руинах Великой церкви неоднократно совершалась Божественная литургия. Кто видел это хотя бы раз, никогда не забудет той удивительной обстановки, в которой оказывались молящиеся, – и в храме, и в то же время под открытым небом. В 1998-2000 гг. святыня восстановлена. За прошедшие годы Лавра, а с нею и весь Киев преобразились. Немалая заслуга в этом принадлежит современным труженикам обители Печерской. Как когда-то из ее стен вышли основатели новых монастырей, так теперь – избавители поруганных святынь от мерзости запустения. Братией Лавры возобновлены в городе Ионинский и Введенский монастыри, Голосеевская и Китаевская пустыни. Ежегодно провожает Лавра в подвижнический путь и тех, кому предстоит служить в многочисленных приходах Украинской Православной Церкви, – выпускников Киевских Духовных Академии и Семинарии.