Когда ветераны могли бодро маршировать…

Многие сотрудники Национального музея истории Великой отечественной войны помнят те события 25-летней давности. Заведующая отделом научно-просветительской работы музея Наталья Филатова вспоминает:

– Церемония открытия музея была расписана очень тщательно и, хотя никаких репетиций не проводилось, прошла очень гладко. Мало того, и особых мер безопасности не предпринималось. Многие горожане попали на открытие абсолютно случайно и были просто поражены его размахом. Леонид Брежнев вместе с Владимиром Щербицким с трибуны над центральным входом принимали парад ветеранов, – эти люди двадцать пять лет назад были вполне готовы пройтись строевым шагом перед руководителем страны. На Днепре выстроились в честь открытия корабли. Возле входа, кроме двух девушек с караваями (сейчас уже трудно вспомнить, откуда их привезли) стояли сплошь сотрудники музея. Леонид Ильич спустился с трибуны над входом перерезать ленточку, потом оставил запись в гостевой книге. Запись эту можно увидеть и сегодня. Она написана очень каллиграфическим, не похожим на брежневский почерком, и посвящена борьбе советского народа за мир. А честь зажечь вечный огонь выпала дважды Герою Советского Союза, знаменитому асу воздушных боев, генерал-полковнику Лавриненкову. Кстати, огонь доставили от памятника Неизвестному солдату из парка Славы.

В самолете-кинотеатре на площадке военной техники музейного комплекса сегодня можно посмотреть фильм тех времен, рассказывающий об открытии всего мемориального комплекса. Фильм сплошь пересыпан советскими штампами, вроде «ударной битвы» и «трудовых подвигов» и – снова-таки о борьбе за мир. Зато в нем есть много уникальных кадров создания статуи Родины-матери. Впрочем, эта лента не пользуется большой популярностью, самый большой спрос у посетителей кинозала на фильм о самолете Ли-2.

Между прочим, удостоверение бригадного комиссара Леонида Брежнева и сейчас экспонируется в музее. А в зале памяти можно увидеть и фотографию отца Виктора Ющенко (переданную еще во времена работы Виктора Андреевича председателем Нацбанка), есть в музее и свидетельство о гибели отца Леонида Кучмы. К нынешнему юбилею победы здесь подготовлена выставка «Мгновения войны», которая является составной частью проекта «Война. Взгляд из века». Преимущественно эта экспозиция посвящена фотографиям солдатского быта. Здесь мало героики, но много жизни. А еще в экспозиции можно увидеть проект медали «За освобождение Украины», которая так и не была утверждена, мундир Жукова, один из нескольких синих платочков, с которыми выступала перед бойцами Клавдия Шульженко, пропуск генерала Кузьмы Деревянко на крейсер «Миссури», где он принимал капитуляцию Японии…

– В разные годы к памятнику Родины-матери предъявлялись претензии людей, которым женщина с мечом кажется слишком агрессивной, – рассказывает Наталия Станиславовна, – но это не умаляет значимости музея для страны вообще. К сожалению, по уровню патриотического воспитания мы проигрываем, например, России. Молодежь считает героями персонажей американских фильмов, даже не зная о том, что 10 из 13 погибших солдат фашистских армий нашли свой конец именно на Востоке. А ведь у нас собраны свидетельства о героизме людей, превосходящем все мыслимые рамки.

– Сейчас радикально меняется отношение к самому дню победы, – говорит моя собеседница. – Если раньше это все-таки был веселый весенний праздник, то для нового поколения это повод помянуть предков, погибших в войну, уже без веселья и пышности. Но как бы там ни было, посещаемость музея в последние годы все же растет. А вообще, за двадцать пять лет по нашим подсчетам комплекс посетили около 22 миллионов человек.

Та, что чуть ниже Останкинской башни

День Победы 1981 года вместе с киевлянами встречала едва ли не половина тогдашнего Политбюро.

Вместе с самим «дорогим Леонидом Ильичом» гостями нашего города стали министр обороны Устинов, руководители Москвы и Ленинграда – Гришин и Романов. А принимал их Владимир Щербицкий. Кавалькада «членовозов» помчалась к высокой круче над Днепром, где не так еще давно был пустырь, а теперь возвышалась, воздев меч и щит, металлическая дама немыслимых размеров. От подножия постамента до кончика меча уложилось 108 метров, а по первоначальному проекту могло быть и больше, – да инженерные расчеты не позволили.

На открытие мемориала Леонид Ильич приехал не с пустыми руками. Он подарил музею выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала». Подарок был вполне в тему. Именно Вучетич, к тому времени уже покойный, был инициатором исполинского скульптурного комплекса в Киеве. Тема мечей, как известно, протянулась через его известнейшие статуи в Волгограде и в Берлине. И еще: не все знают, что моделью для богатыря, перековывающего мечи на орала, послужил киевский богатырь – олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич.

В конце того же 1981 года против фамилии Брежнева в списке героев пришлось делать исправление: ему дали четвертую Золотую Звезду. Однако год спустя он скончался, – и со временем Леонида Ильича со всеми его звездами удалили из музейного перечня. Что же касается самого изваяния Родины-матери, то официальное отношение к нему претерпело мудреный зигзаг. Не прошло и трех месяцев со дня смерти Брежнева, как киевляне, качая головами, читали в газете «Правда» фельетон под названием «Монумент». В нем не говорилось о мемориале в память Великой Отечественной – нет, конечно! Но достаточно было упоминания о том, как в некоем городе решили «установить скульптуру из нержавеющей стали ростом чуть ниже Останкинской телебашни». И о том, что эту статую в конце концов предложили считать «памятником расточительству и фанфаронству». Как водится, по следам фельетона от нового генсека Андропова стали ждать оргвыводов. Но их не последовало. А вскоре и сам Андропов ушел вслед за Брежневым, его сменил верный брежневец Черненко и… той же весной создатели киевской «Родины-матери» стали лауреатами Ленинской премии.