“Лысой” как правило, называют горы, где на вершинах отсутствует растительность. Как правило, это самая высокая точка в округе. Причиной “залысин”, как правило, становился удар молнии и последующий пожар. Естественно, суеверные предки видели в ударе молнии знаки от Высших сил, и окружали гору особым почитанием. На ней собирались, что бы принести жертвы богам и отпраздновать радостные события. Представители духовной элиты, маги, знахари и колдуньи, собирались в определенные дни, чтобы обменяться опытом и просто пообщаться. Это происходило в четыре главных дня года: летнее и зимнее солнцестояние, а так же весеннее и осеннее равноденствие. 
С появлением христианства оценка деятельности магов и колдунов в обществе постепенно переросла в негативную. Новая религия признала в них представителей Темных Сил и Слуг Сатаны. Как следствие, начала с ними идеологическую и вооружённую борьбу. Язычество надолго ушло в подполье, но не погибло совсем.
В каждом, уважающем себя крупном городе, имеется своя Лысая гора. Есть они в Москве (Битца) и в Петербурге (Парголово). Однако, самой знаменитой Лысой горой славянского мира, по праву считается киевская. Если быть точным, в городе претендуют на это звание целых пять возвышенностей. В их число входит Замковая и Старокиевская гора, об истории которых можно прочесть чуть ниже. Но все же, историками и мистиками Киева, наиболее вероятной называется гора, расположенная между Верхней Теличкой, Сапёрной Слободкой и Багриновой Горой. Лысой она начала называться не так давно, её первое имя Девичья гора. Это косвенно указывает на её назначение в жизни людей, населявших местность того времени. По мнению некоторых исследователей, “Девичьими” в древности называли горы, где находились святилища богини Лады – покровительницы любви. Еще одним источником славы, стала древняя легенда, согласно которой, землю опоясывает змея, кусающая сама себя за хвост. Место, где она себя кусает, расположено в районе Киева и называется Лысой горой… 
Как бы там ни было, можно смело сказать, именно эта гора имеет непоколебимую репутацию самого мистического места города. И это вполне понятно. Местность, и вправду, весьма таинственная. Впечатление усиливается наличием в окрестностях остатков военных укреплений. В качестве выгодного укрепрайона гору начали рассматривать еще во времена Петра I. Именно к этим временам относятся первые найденные следы пребывания людей на горе. В 1872 году на Лысой горе развернулось масштабное строительство по созданию Лысогорских укреплений Новой Печерской Крепости. По военному быстро за три года строительство было закончено. Но на долю крепости не выпало боевой славы. В начале XX века, военное значение форта было утрачено, и ему была предначертана судьба тюрьмы и места казней государственных преступников. Например, 12 сентября 1911 года где-то здесь был повешен за убийство Столыпина анархист Мордко Гершкович (Богров). Во время гражданской войны лесопарк использовался как место массовых казней как белыми так и красными. В 30-е годы, укрепления были значительно усилены. Здесь были созданы бетонные бункеры и подземный танкоремонтный завод. Здесь хранилась значительная часть боеприпасов киевского гарнизона. После войны на горе расположилась ракетная часть, а также выросли антенны радио “глушилок”, которые можно увидеть и сейчас. Только после ухода военных в 90-е годы, вход на территорию Лысой горы стал свободным. Обживать колоритные развалины бросилась киевская неформальная молодежь и любители мистики. Городские власти на территории Лысой горы планируют создание обустроенной парковой зоны в честь “1500-летия г. Киева”. Но дальше планов дело не пошло. Возможно, дело в “нехорошей” славе этого места. С давних времен фиксировались слухи и свидетельства о паранормальных явлениях, случавшихся с людьми на склонах горы. То людям приходят видения, то они встречают представителей нечистой силы, то возникают проблемы со здоровьем и ориентированием. Есть даже официальные рапорты немецких солдат располагавшейся здесь в годы оккупации танковой части. В них неоднократно упоминается о творящейся в округе “чертовщине”. Однако, несмотря на это, существуют свидетельства, что в феврале 1997 года, на Лысой горе побывала делегация тибетских монахов, совершавших здесь в течении нескольких дней свои ритуалы. По некоторым данным их пребывание здесь было связано с обострением противостояния между Китаем и Тибетом. Совпадение это или нет, но считается, что результатом их паломничества на главное место силы Киева, стала смерь Ден Сяо Пина.
Вот в таком месте и решили обустроить свое языческое святилище представители Родноверов Украины. Капище обустроено по всем правилам и занимает значительную площадь. В центре его установлены вытесанные из толстых бревен фигуры божеств. По некоторым сведениям, это идолы традиционных языческих божеств: Перуна, Рода, Сварога и Ярилы. Хотя есть и те, кто утверждает, что все четыре идола символизируют Перуна. По периметру святилище обкопано довольно таки внушительной канавой. Все объекты ориентированы по сторонам света и символизируют четыре времени года. Особенно впечатлил требник – алтарный камень с высеченными на нем древними рунами, на котором приносят жертвы. Подробной информации в интернете я не нашел, но, по всей видимости, это очень древний артефакт.
Есть информация, что капище охраняют дежурящие представители общины. Жаль, но мне пообщаться с ними не удалось, возможно из-за того, что был слишком был ранний час. Местность, действительно, не совсем обычная. Запомнилось постоянное ощущение присутствия чего-то или кого-то “потустороннего”.

Адрес: Голосеевский район. Лысая (Девичья) гора. (м. Выдубичи)