Язык от Киева уведет…

Чего только не придумывают любители диковинного! Так, наши предки на полном серьезе утверждали, что Киев связан подземными лабиринтами с Черниговом, Смоленском, Великим Новгородом и Почаевской обителью. Уже по окончании Второй мировой войны распространяли ветераны (преимущественно после многократных возлияний) невероятные слухи о том, как, дескать, уходили от немцев за Днепр при помощи подземных (подводных?) лабиринтов воины Красной Армии… В эпоху Сталина, Хрущева, да и Брежнева, появились слухи о существовании в городе секретного подземного железнодорожного сообщения с выходом на левый берег Днепра. Впрочем, слухи эти отчасти небеспочвенны. Ведь знаем же мы о каких-то стратегических туннельных объектах в районе Оболони и на Жуковом острове, даже в непосредственной близости от станции “Днепр” столичной подземки.

Многим киевлянам известно, что, прогуливаясь Университетским ботаническим садом, они топчут землю, в которой находится какой-то архиважный военный объект (то ли запасной штаб КВО, то ли какая-то телефонная станция государственного оборонного значения). Только ленивый не догадывается о том, что правительственные здания (Верховная Рада, Кабинет министров, Мариинский дворец, Секретариат Президента и не только они, но и масса вспомогательных строений) объединены между собой подземным сообщением и, возможно, связаны с подземным павильоном станции метро “Арсенальная”. Добавим к этому сложную подземную коридорную систему Печерских крепостных укреплений, пресловутый туннель, соединяющий нынешний Дворец культуры и искусств “Жовтневий” (бывшую вотчину НКВД) и так называемый Зеленый театр… Можно не сомневаться, что это лишь небольшая часть “засекреченного” подземного города.

Информация, приведенная выше, так сказать, даже не для служебного пользования, ибо она не подтверждается по понятным причинам официально, так что носит теоретический характер. А посему, дорогой читатель, это всего лишь гипотеза, и ответственности за “разглашение государственной тайны” автор этих строк не несет.

Рукотворные подземелья

Благодаря историческим документам мы доподлинно знаем о том, что с древних времен киевские подземелья создавали для собственных нужд монахи. “У каждого поколения — свой Киев, у каждого киевлянина — свои любимые улицы. Но для очень многих Киев начинался с подземных улиц Киево-Печерской лавры”, — утверждает заведующая отделом “Киев подземный” Музея истории города Елена Воронцова.

И в “Повести временных лет” преподобного Нестора, и в Киево-Печерском Патерике сообщается о том, как возникло название — Печерский монастырь. Но в Несторовой летописи и Патерике имеются разногласия. Так, преподобный летописец-монах Нестор утверждал, что преподобный Антоний — родоначальник не только этой обители, но и всего отечественного монашеского института — поселился в пещерке, выкопанной руками киевского митрополита Илариона. А вот в Патерике имеется информация о том, что пещерку эту ископали изначально варяги, для того чтобы прятать в ней сокровища… После того как к анахорету (пустыннику) Антонию пришли люди, желающие уйти от мирской жизни, постепенно возник пещерный (Печерский) монастырь, а сами монахи начали сооружение многометровых подземных лабиринтов… Антоний поставил им игумена по имени Варлаам, “а сам пошел на гору, выкопал пещеру… и в ней завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет”. Небольшие пещерки первых отшельников со временем были объединены между собой лаврой (по-гречески — улицей). Так возник комплекс нынешних Дальних пещер. Еще их именуют Феодосиевыми в память преподобного Феодосия — одного из родоначальников монастыря, принявшего игуменство от Варлаама. Именно он узаконил здесь киновию (общежительный монастырь) и составил, по примеру греческого, устав обители, послуживший образцом для общежительного правила всех монастырей Руси.

Киевские пещеры постепенно превращались в подземный жилой комплекс и одновременно в монастырский некрополь, ведь в них проживали подвижники благочестия, которые завещали хоронить себя в кельях, где неустанно молились. Монахи выстроили здесь несколько церквей, создали лабиринт локул, вырытых перпендикулярно основному коридору (собственно, в основном в них и хоронили мощи почивших монахов).

Несмотря на огромное строительство, подземная обитель не могла удовлетворить нужд растущего монастыря. Так постепенно появился лабиринт Ближних пещер, состоящий из трех улиц, выросли многочисленные наземные сооружения.

Киевские пещеры страдали от стихийных бедствий: затоплений, обвалов вследствие землетрясений. Производимые ремонты изменяли топографию пещер. Закладывались камнем и цементом одни ходы, возникали другие. Сегодня коридоры пещер (в исследованной части) составляют: Ближних — 383 метра, Варяжской пещеры — 200 метров и еще 293 метра — собственно Дальние пещеры. Лаврские пещеры вырыты в сухом лессовом грунте на глубине от 5 до 20 метров. На самом деле существует еще несколько сотен метров лабиринтов, но их исследование — дело будущего…

Несмотря на то что пещеры Киево-Печерской Свято-Успенской лавры изучены, они хранят множество тайн. Некоторые коридоры не используются очень давно из-за обвалов. Особенно это относится к Дальним пещерам, все выходы которых в сторону Днепра давно заброшены, а в 1930-х годах заложены кирпичом и наглухо зацементированы… Сегодня в Ближних пещерах Лавры насчитывается 73 гробницы с мощами преподобных и в Дальних — 51. Кроме того, здесь находятся 32 мироточивые главы. Эти православные святыни — предмет поклонения десятков тысяч богомольцев, посещающих монастырские подземелья.

Пещерами Лавры, разумеется, не исчерпывается рукотворный подземный Киев, коим мы обязаны монахам и священникам. Так, разветвленная система подземных лабиринтов существует на всей территории древнего города: от Кирилловской церкви на севере до урочища Церковщина на юге.

Археологи позапрошлого столетия выявили около 50 древних рукотворных пещер. Большинство из них исследованы, многие находятся под охраной государства и во владении монастырей, так что диггерам делать в них нечего.

Еще в 1859 году академик Петербургской АН Измаил Срезневский, давая палеографическую оценку надписям в так называемой Ивановой (Николаевской) пещере, случайно обнаруженной в Киеве при строительстве Цепного моста в 1853 году (ныне здесь мост Метро), как пишет Татьяна Петрова в труде “Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры”, “обратил внимание ученых на необходимость научно-сравнительного изучения Киевских пещер — древнейших памятников русской христианской культуры. В конце ХIХ — начале ХХ века проводились лишь отдельные исследования подземных иноческих жилищ в Киеве: Зверинецкие, Китаевские пещеры, Варяжская пещера Киево-Печерской лавры… Но известные социальные потрясения 1917 года положили конец начавшимся работам в этой области церковной археологии… Единственным историко-археологическим исследованием, в котором автор делает попытку сравнительного изучения подземных сооружений Киева, остается книга Ивана Каманина “Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость”, вышедшая в Киеве в 1914 году. Результаты археологических исследований Зверинецких пещер представляют огромный научный интерес, так как они возникли раньше лаврских примерно на 60 лет и, в отличие от последних, сохранили устройство периода XI—XII веков в неизменном виде. Каманин указывает следующие монастыри в Киеве, которые начались как подземные, пещерные. Это — Межигорский монастырь, Кирилловский, Андреевский, Михайловский, Пустынно-Николаевский, Киево-Печерский, Выдубицкий Михайловский, Гнилецкий. Целый лабиринт пещер открыт рядом с древнейшими наземными киевскими монастырями — Софийским, Георгиевским, Ирининским, наземное строительство которых, по летописным сведениям, относится к середине XI века. К списку Каманина можно прибавить Кловский монастырь, каменная церковь которого была построена в XII веке.

Древние Китаевские пещеры расположены под горой, где, по преданию, находился загородный дворец великого князя Андрея Боголюбского, который в 1159 году пожертвовал это место Киево-Печерской лавре. Известен также пещерный монастырь XI—XII веков в урочище Церковщина на южной окраине Киева и другие”. Как видим, Киев имеет немаленький подземный город. Если к этому причислить сонм всевозможных торговых центров, гаражи, подвалы, технические коллекторы, метрополитен, получатся, пожалуй, коридоры в сотни километров.

У киевских подземелий свои секреты и тайны. Так, до сих пор не выяснено, от чего погибли насельники Зверинецких пещер, хотя сам тамошний пещерный монастырь был разрушен половцами под предводительством хана Боняка в 1096 году. В лабиринтах пещер археологами найдены человеческие скелеты, пребывавшие в неестественных позах. Возможно, эти люди стали жертвой большого обвала земельной породы…

Интересная легенда связана с былинным героем Кирилой-кожемякой и змеем, который жил в Кирилловской пещере. Простонародные сведения передал о происхождении этой былины Иван Фундуклей в своем знаменитом “Обозрении Киева…” (цитирую по: Анатолий Макаров. “Малая энциклопедия Киевской старины”). Итак, “лютый змей, поселившийся в этой пещере, требовал от киевлян в дань людей, и никто не мог противиться чудовищу, кроме Кирилы-кожемяки, т. е. кожевника.

Проведав об этом, киевляне обратились к нему с мольбою; и как стукнули дверью, то Кирила, вздрогнув от того, разорвал пополам 12 кож, которые он вместе мял в руках. Рассердясь за это, он долго не соглашался, но, наконец, решился идти на змея.

Борьба была продолжительна и страшна, но Кирила одолел и после победы заснул богатырским сном в своей клети, попросив наперед свою мать, чтобы она не мешала ему спать 12 суток. Мать ждала 11 суток, но на двенадцатые не утерпела и стала будить, Кирила проснулся, но попрекнул мать за нетерпение и тотчас умер”. Возможно, в легенде есть доля здравого смысла, ведь в этой местности было вырыто значительное количество пещерок, где укрывались промышлявшие разбоем люди. Быть может, именно с ними и сражался наш герой Кирила. Разумеется, не один, а со своей ватагой.

Мысленно перенесясь на юг Киева, мы можем оказаться в Пещерном комплексе, расположенном между современными селами Пирогово и Лесники. Он состоит из двух десятков пещер, представляющих несомненный интерес для археологов и историков вообще.

Конечно же, вырытые в древности пещеры в большинстве своем не связаны между собой, однако нет сомнения, что такая связь существовала между пещерами, обнаруженными неподалеку от Десятинной, Андреевской и Трехсвятительской церквей, Софийским и Михайловским монастырями. В этом убедились наши предки, прокладывая Владимирскую улицу. К сожалению, археологические исследования тогда проводились на скорую руку, многое скрыто от нас под толстым слоем грунта…

Памятка искателям приключений

В отличие от, скажем, российского, украинское законодательство не предусматривает жесткого административного наказания за проникновение в “подземный объект”. Речь, разумеется, не о тех случаях, когда подобный объект — часть музейного комплекса, стратегический (как, например, метрополитен), охраняемый спецслужбами и т. п. А в остальном, если возле какого-нибудь люка или отвора в стене нет запрещающих надписей, можно смело отправляться навстречу приключениям. При этом, господа диггеры (начинающие, естественно), следует помнить о том, что, прежде чем проникнуть куда-либо, неплохо было бы задуматься над тем, как оттуда выбираться. Кроме того, стоит позаботиться о соответствующей экипировке и наличии знаний, например, в области спелеологии. Не мешает иметь (на всякий случай) медикаменты, запас батареек для фонарика, воду, еду…

К сожалению, прогулки по подземному городу, особенно в одиночку, частенько заканчиваются гибелью “путешественника”. Пренебрежение техникой безопасности, незнание “проходки”, жажда открытий “во что бы то ни стало” и приводят к этому “не стало”. Господа и товарищи диггеры! Помните о том, что, отправляясь в путешествие в подземелья, даже при отсутствии нечистой силы вы рискуете нарваться на провалы, оголенные провода, которые подчас “кусаются” смертельными вольтами, обвалы, удушливые скопления газов… Подземный город тяжело переживает несанкционированный доступ в собственные недра, подчас жестоко мстит за диггерское чванство и излишние самоуверенность, самоуспокоенность, гордыню.