Готовы терпеть ограничения на въезд в центр города ради уменьшения пробок и платить за пользование дорогами в обмен на их высокое качество. Как сделать транспорт комфортным? Очевидно, что переходы метро уже не справляются с увеличившимся количеством пассажиров. Пропускная способность некоторых станций может исчерпаться к 2025 году («Вокзальная» и «Крещатик»).

А общественный транспорт в час пик переполнен на 30%—50% от нормы. Где выход из создавшейся ситуации? По словам руководителя проектов BCG Сергея Перапечки, в первую очередь — составление полноценной транспортной схемы. Во-вторых, финансовое обеспечение развития, в том числе через увеличение сборов за проезд. Среди конкретных инициатив — развитие городской электрички, которая разгрузит метро на 3—5%, а переходы в подземке — на 15%. Кроме того, нужно строить дополнительные выходы на станциях и эскалаторы. Но есть и другие идеи.

Эксперты считают, что одна из самых главных транспортных проблем — это маршрутки, от которых давно пора избавиться. В крайнем случае, они должны остаться лишь на окраине города.

БОЙ МАРШРУТКАМ

«В центре Киева должны ездить большие, комфортабельные автобусы «Киевпасстранса». А частные маршрутки могут подвозить пассажиров к Киеву, метро и ездить в спальных районах. Без них мы все равно не обойдемся. Потому что у города нет достаточно автобусов, чтобы заменить все маршрутки. И не найдется столько денег, чтобы в дальнейшем закупить столько транспорта и закрыть все маршруты», — считает Дмитрий Олийнык, глава транспортной комиссии Киеврады.

Правда, Владимир Жмуцкий, эксперт Центра Разумкова, член общественного совета «Стратегия развития Киева до 2025 г.» считает, что маршрутки могут соединять лишь пригород с Киевом. «Маршрутки выручали нас в первые годы независимости, точно так же, как «кравчучки». Но сейчас они создают проблемы в городе и стали даже опасны, из-за них случается много аварий. Поэтому считаю, что маршрутки должны исчезнуть из Киева вообще. Будущее только за общественным транспортом. Нам нужны большие, комфортабельные автобусы, троллейбусы, с низкой посадкой, чтобы и пожилые люди, и мамы с коляскам могли туда спокойно зайти. А частные маршрутки можно использовать для подвоза пассажиров к Киеву из пригорода», — говорит Жмуцкий. Таким образом может улучшиться ситуация на дорогах.

ПАНАЦЕЯ — ЭЛЕКТРИЧКА

Панацеей для города эксперты считают городскую электричку. «Я считаю, что нам пока еще рано строить кольцевую линию метро, как в Москве. Потому что еще нужно достраивать линии метро в разные районы столицы. Но пока заменить кольцевую линию может городская электричка. Это электропоезда, которые ходят вокруг столицы по железной дороге. Она пересекается с нашими станциями, и пассажиры могут пересаживаться с линии на линию с ее помощью. Но для этого нужно, чтобы электричка ходила с небольшими интервалами, была комфортной, и оборудовать все подходы к станциям», — считает Владимир Федоренко, начальник Киевского метрополитена. Напомним, электричка сейчас курсирует между Петровкой и станцией «Огородная» на Троещине, а к сентябрю планируют открыть еще несколько станций. «Это опыт Вены — там кольцевую линию сделали на основе внутренней железной дороги, которая когда-то соединяла императорский дворец с арсеналом. Тем более, у нас уже все для этого есть, осталось к электричке построить станции, сделать подходы и укрытие в виде легкого тоннеля. Во-первых, это защитит от непогоды и коррозии металл, снизит расходы на чистку от снега, во-вторых, это антишумная защита. Тогда рядом можно строить жилые дома, склады», — считает Жмуцкий.

РЕЧНОЙ ТРАМВАЙЧИК — ЧАСТО И ДЕШЕВО

Два года назад в Киеве появился речной трамвайчик. Он перевозит пассажиров с Оболони на Почтовую площадь, к метро «Днепр» и до Осокорков. Но он еще не стал популярным среди киевлян из-за того, что ходит очень редко, и цена на проезд 10 грн.

«Я уверен, что Днепр обязательно нужно использовать для разгрузки городского транспорта. Поэтому трамвайчик должен ходить через каждые 20—30 минут целый день, а не через час—полтора утром и вечером. И цена проезда должна быть невысокой, на уровне метро. Тогда многие киевляне с удовольствием летом вместо душных вагонов выберут речной трамвайчик и доберутся с Оболони до Осокорков», — считает Жмуцкий. Такой трамвайчик существует в Стокгольме, и проезд в нем равен цене проезда в любом общественном транспорте этого города. По подсчетам замдиректора по развитию КП «Плесо» Александра Сарафонова, чтобы трамвайчики ходили регулярно, их должно быть пять штук. Каждый стоит 5,5 млн грн. Итого городу нужно раскошелиться на 27,5 млн грн. Тогда киевляне станут им регулярно пользоваться и цена снизится.

БЕСШУМНЫЙ ТРАМВАЙ

Без трамвая, уверены эксперты, Киев обойтись не сможет. Все европейские столицы вернулись к этому виду транспорта — он недорогой, удобный, в нем можно перевозить много пассажиров, поскольку несколько вагончиков. «Во всех европейских столицах есть трамвай. Это экологически чистый вид транспорта. Но нам нужен бесшумный трамвай, как в Вене, когда он буквально скользит по рельсам, а не дрожит и трясется. А вот скоростной трамвай нужно сделать подземным. Как выяснилось, строительство 1 км скоростного по затратам равняется 1 км строительству неглубокого метро. В таком случае скоростной трамвай нужно убирать неглубоко под землю и делать накрытие. А по верху пустить наземный транспорт», — считает Владимир Жмуцкий.

КАНАТКА И МОНОРЕЛЬС

Есть у экспертов и совсем фантастические идеи. Например, Владимир Федоренко предлагает пустить между аэропортом «Борисполь» и Киевом монорельс. «Скорость монорельсового поезда достигает 450 км в час. За несколько минут можно добраться из аэропорта. Но минусы этой идеи — слишком дорого. Например, в Шанхае проезд в таком транспорте обойдется в 30 долларов», — говорит Владимир Федоренко. «А я считаю, что в Киеве нужно построить канатную дорогу. Она может пройти от Подола, с Андреевского спуска, через Лавру до музея ВОВ. Можно ее продолжить до Выдубичей. По нашим подсчетам, 6 км дороги обойдутся в 9—19 млн евро. Стоимость проезда может быть 15 гривен. Но это и вид транспорта, и развлечение», — считает руководитель общественного движения «Столичные инициативы» Игорь Добруцкий.