Недавно я решил взглянуть на раскопки фундаментов Десятинной церкви. На эти цели выделялись большие деньги. Многие это восприняли как истинное внимание к сохранению культурного наследия, в чем я усомнился при виде нового здания со странным завершением неподалеку от Андреевской церкви. Оно возникло путем надстройки старого двухэтажного дома, расположенного в нескольких метрах от фундаментов Десятинной.


Не знаю, как для туристов, посещающих Андреевский спуск, но для меня такое грубейшее вторжение в историческую среду показалось кощунством. Кому могло придти в голову и кто мог разрешить эту надстройку? Какие люди из чиновничьей и архитектурной среды проявили такое невежество? После увиденного никакие раскопки уже не интересовали…


Возвращался я по Владимирской через Софиевскую площадь. Здесь везде отметины архитектурно-чиновничьего беспредела и главная – стеклянная громада новой гостиницы с цинично присвоенным ей названием «Святая София».


Наверное, в мире нет другой страны, где бы в самом историческом центре столицы, рядом с ее духовным символом сооружали бы такие чудовища. В центре безобразного железобетонного каркаса – большое пятно остекления. Это, вероятно, придумала команда автора всего спорного проекта Сергея Бабушкина с целью показать возмущенным киевлянам, что это не так страшно: стекло, отражающее голубое небо, «смягчает» содеянное. Но, во-первых, зачем вообще здесь стеклянный монстр? А, во-вторых, в плохую погоду он будет темный и мрачный, как гроб.


Когда здесь рядом, с одобрения главного архитектора и мэра Александра Омельченко, появилось здание посольства Германии, с совершенно чуждой окружению архитектурой, не все поняли, что это очередное недомыслие. Сегодня очевидно, что даже это маленькое здание здесь неуместно, оно нарушает сложившую среду и вносит в нее социально неприглядную картину – толпы людей, охрана, врытые в тротуар оградительные столбы.


После Оранжевой революции преступные стройки затихли. Но потом возобновились с новой силой. Они чувствуют состояние власти. Вот и сейчас у Оперного театра и на Почтовой площади работы ведутся днем и ночью. Предвыборный период для них – отдушина. За это время можно успеть многое и потом поставить всех перед свершившимся фактом. Так было с домом по ул. Грушевского, 9А, и с отелем на Почтовой площади.


Не все знают, какие сюрпризы нас ждут в ближайшем будущем. Как стало известно, в Левобережном центре в этом году начнется строительство 200-метрового монстра по проекту С. Бабушкина. Когда в газетах появились первые сообщения о проекте, многие специалисты посчитали это шуткой или пиаром. Всем было понятно, что в этом месте огромный стеклянный монстр совершенно не сомасштабен даже окружающей многоэтажной застройке, что с его появлением все вокруг будет выглядеть примитивно. А появление здесь 15 тысяч работающих, многих тысяч посетителей и массы автомобилей осложнит жизнь и без того очень напряженного места. Все это приведет к коллапсу в Левобережном центре.


Алчные инвесторы и их архитекторы готовят киевлянам сюрпризы и в застройке полосы левобережной набережной высотными, жилыми домами, и в застройке зеленых склонов правого берега, и не только это. Мы опять будем возмущаться, обращаться, писать. А что власть, снова будет бездействовать? Неужели опять все произойдет, как происходит, неужели опять будем слышать на разных языках фразу: «Как можно так не любить свой город!?»