Положим, пляжей в нынешнем духе наши предки в конце XIX столетия еще не знали: довольствовались купальнями с дощатым ограждением. Зато кататься по Днепру на лодках они могли гораздо свободнее, чем мы сейчас. Состоятельные любители речного отдыха обзаводились собственным “флотом”. Встречались уникальные экземпляры – такие, как плавучая дача “Сафари”, принадлежавшая прославленному зодчему Владиславу Городецкому. По воспоминанию современника, это был “красивый павильон в мавританском стиле, весь, как кружево, построенный из еловых досок и бересты, которая служила обоями, с цветниками, верандами, большими зонтиками, библиотекой, кухней на нижнем этаже и с каютами для гостей, с кроватями, умывальниками, с водопроводом и т.д.”. Но чаще киевские “судовладельцы” обзаводились спортивными лодками и небольшими яхтами, на которых с удовольствием ходили вверх и вниз по течению реки.

Собратья по увлечению общались, делились опытом. Сложился кружок любителей речных катаний, к которому примкнул даже сам генерал-губернатор князь Дондуков-Корсаков. Со временем в этом кружке начали обсуждать идею более серьезного объединения. И вот 120 лет назад, весной 1887 года, властями был официально утвержден устав Киевского яхт-клуба. Предполагалось, что клуб “будет приобретать, а также и строить в своей мастерской гребные и парусные суда и устраивать гонки на реке”. Но, сверх этого, они могли “как полезное вспомогательное средство при своих занятиях” учиться плавать, проводить разные “гимнастические игры”, а зимой устраивать катание на коньках.

В первый состав клуба вошли 42 его учредителя. Среди них можно было встретить представителей разных общественных кругов: аристократа графа Коновницына, военного инженера Фабрициуса, купца Рихерта, зодчего Николаева, врача Функе и многих других. В числе основателей был и Александр Лишневский, управляющий Обществом пароходства по Днепру. К тому времени пароходство распоряжалось значительной частью Труханова острова, и не потому ли город предоставил яхт-клубу место под гавань и постройки именно здесь, в северной части острова.

Популярность клуба быстро росла, к началу ХХ столетия он насчитывал уже порядка 200 членов. Знали о нем и в столице: звание почетного командора Киевского яхт-клуба принял великий князь Александр Михайлович, троюродный брат царя Александра III. Периодически проводились регаты с участием яхтсменов не только из Киева, но и из других городов. В такие дни экипажи десятков яхт напряженно ждали сигнала к старту, который подавала специально установленная на территории клуба пушечка. Богатеи помоложе нередко сами возились с оснасткой, постарше – “доверяли” это дело нанятым матросам. В 1910-х годах в городе существовали и параллельные объединения – Киевский кружок парусников, Польский кружок гребного и парусного спорта. Но Киевский яхт-клуб прочно удерживал ведущие позиции.

Командором киевских яхтсменов первоначально избрали известного хирурга, профессора Киевского университета Александра Ринека. Позже этот пост занял инженер путей сообщения Николай Максимович. Николай Иванович был крупнейшим специалистом по гидрологии Днепра, доскональнейшим образом изучил режим реки. Ему поручили проектирование и строительство Киевской гавани в районе Рыбальского полуострова. Инженер охотно занимался делами яхт-клуба, который, по его собственным словам, “положил начало правильной конструкции прогулочных гребных и парусных шлюпок и гоночных судов на Днепре”. В дальнейшем обязанности командора выполнял еще один инженер – Антон Страус. Это был специалист с мировым именем, изобретатель так называемых буронабивных свай (на которых, между прочим, стоит Николаевский костел в Киеве). Он же устроил опорные конструкции, удерживающие на крутом склоне знаменитый “дом Городецкого”.

Надо признать, что удовольствие входить в число членов клуба было доступно далеко не всем. Не каждый позволял себе владеть личным парусным судном, не каждый мог платить членские взносы по 25 рублей в год (за эту сумму бедная семья могла тогда прожить чуть ли не месяц). Понятно, что после революции яхт-клуб в его прежнем виде приказал долго жить. Со временем вдоль Днепра расположились профсоюзные водные станции, гребцы добровольных спортивных обществ облюбовали Матвеевский залив. А владение собственными яхтами, даже небольшими, порой воспринималось чуть ли не как “буржуйство”. И все же в 1967 году прерванную традицию возродили: в нашем городе был создан Киевский крейсерский яхт-клуб (недавно “Газета…” рассказывала о праздновании его 40-летнего юбилея). Базируется он уже не на Трухановом острове, а в заливе Берковщина в районе Осокорков, и объединяет более ста вымпелов.


 

Городок на острове

Сразу за нынешней пляжной зоной на Трухановом острове, где стоит теперь белое, недавно обновленное здание базы отдыха, лет сто назад виднелась над водой целая вереница парусов. Здесь размещался Киевский яхт-клуб.

Как только клуб обзавелся необходимой территорией, началось возведение самых насущных сооружений – мастерских для постройки и ремонта судов. Руководили строительством члены клуба Михаил Фабрициус и Владимир Николаев, а для работы в мастерской специально выписали профессионала из Кронштадта. В ближайшие годы обустроили гавань, соорудили летнее клубное здание (так называемый “вокзал”), а в глуби острова разбили уютный парк, живописностью не уступавший лучшим городским садам. Так сложился симпатичный городок яхтсменов. Правда, жизнь в этом городке бурлила только с начала мая по конец сентября, а в остальные месяцы члены яхт-клуба наведывались в зимнее помещение на Фундуклеевской (ныне улица Богдана Хмельницкого).