Практически все предложения в рамках объявленного архитектурного конкурса предусматривали раскрытие ансамбля всего правительственного центра к Днепру. Помимо этого в работах была еще одна общая черта – свойственная той эпохе гигантомания.

Вместе с тем, правительственный центр на территории сегодняшних Михайловской и Софийской площадей был лишь частью еще более грандиозной задумки. В Генплан 1936 года заложили идею создания сети площадей, каждая из которых была бы по-своему уникальной.

 

На рисунке отлично видна первая вытянутая площадь – за современным Индустриальным мостом (отмечена цифрой 1); на нынешнем проспекте Победы в квартале, ограниченном улицами Шпака и Нестерова (цифра 2); в районе современного Куреневского парка (цифра 3); огромная площадь вблизи современной станции метро «Лукьяновская» (цифра 4); и собственно сам правительственный центр на Михайловской и Софийской площадях (цифра 5).

 

Свои большие площади предполагались и для Соломенки, Липок и Печерска. На месте нынешней Соломенской площади и парка им. Островского была запроектирована грандиозная по размерам площадку (отмечена цифрой 1); своя площадь предусматривалась между современными Железнодорожным массивом и Александровской слободкой в районе улицы Соломенской (цифра 2); вместо всего нынешнего Бессарабского квартала (цифра 3); кроме того, изменения коснулись бы территории Ботсада, в котором задумали вписать главный вход с площадью у современной станции метро «Дружбы народов» (цифра 4); а район станции метро «Печерская» хотели превратить фактически во второй «правительственный центр» (цифра 5).

 

Такой могла бы быть Печерская площадь

При этом, проектируя грандиозные площади, сталинские архитекторы не забывали и об идее, собственно, «города-сада». Фактически в единую зеленую зону предусматривалось превратить Зоопарк, парк им. Пушкина, Лукьяновское кладбище, урочища Бабий яр и Кирилловский гай, горы Юркавицу и Щекавицу.

 

Боле того, Соломенское и Байковое кладбища, Протасов и Кучмин яр, Батыева гора также представлялись единой зеленой зоной (отмечена цифрой 1), Краснозвездный проспект мог стать одной из самых зеленых магистралей города, а там, где сегодня возвышается БЦ «Парус», разбили бы немаленький сквер или парк (цифра 2).