Троицкая Старокиевская церковь
В начале улицы Аллы Тарасовой (тогда называлась Троицким переулком), неподалеку от Софийской площади
«Малая, ветхая, убогая, деревянная церковь Святой Троицы, об одном куполе, с деревянною же колокольнею», – так отзывался киевский историк Николай Закревский о храме, построенном между 1651 и 1682 годах. И пока соседние Софийский и Михайловский соборы славились своими святынями, старый Троицкий храм был известен всему городу благодаря настоятелю Ефиму Ботвиновскому. О «бате Юхиме» вспоминает Николай Лесков в своих «Печерских антиках».
«Слабости» о. Ефима составляли кутежи, которые тогда были в большой моде в Киеве. Он был лучший биллиардный игрок после Курдюмова и отлично стрелял; притом он, по слабости своего характера, не мог воздержаться от удовольствия поохотиться, когда попадал в круг друзей из дворян». Притом сам Ефим говорил о себе критично: «Стiлько я, ледачий пiп, нагрiшив, що Бог вже змиловався надо мною и дав менi сльози. Не можу служить, не плачучи».
Во второй половине 1850-х годов храм перенесли на Новое Строение – на пересечение улиц Жилянской и Большой Васильковской.
Вознесенская церковь
На территории Академии изобразительного искусства на Вознесенском спуске (бывшей улице Смирнова-Ласточкина), неподалеку от Львовской площади
Справа от входа в усадьбу академии можно увидеть небольшой холм и табличку, гласящую о том, что здесь обнаружены руины домонгольского храма. Меньше известно, что в 1718 году здесь выстроили деревянную Вознесенскую церковь с колокольней – подобные храмы ныне можно встретить во многих селах и небольших городках. И хотя это был главный приходской храм Кудрявца (так тогда называли этот район), в 1879 году церковь разобрали. Вскоре здесь появился комплекс Духовной семинарии. В отличие от других храмов Старого города, Вознесенскую никуда не переносили. Память о ней хранит название улицы – Вознесенский спуск.
Церковь Св. Владимира
Деревянный храм возвели на средства Черниговского пехотного полка и освятили в 1757 году. Прихожанами Владимирской церкви в разные годы были очень известные люди Киева (губернатор Левашов, вице-губернатор Четвериков, семьи Катериничей, Бердяевых, Ханенко), но это не уберегло ее от сноса.
Причина ликвидации банальна – храм попал в число сносимых объектов при строительстве Новой Печерской крепости – и в 1834 году был разобран. Формально церковь перенесли примерно на место нынешнего Дворца «Украина», где она уже как Владимиро-Лыбедская просуществовала до 1930-х годов.
Церковь Иоанна Златоуста
Храм в своей истории пережил два «переезда». В 1631 году была разобрана деревянная церковь Николы Притиска на Подоле, и на ее месте выстроили каменный храм. А разобранное «бывшее в употреблении» строение перенесли в Старый город.
Как и Троицкая, старая Златоустовская церковь прославилась своим настоятелем – полуграмотным дьяком Константином. Церквушка была небольшой, приход – очень бедным, но храм находился по пути от Софии к Андреевской и Десятинной церквям. «Константин отпирал церковь, зажигал лампадочку и садился у дверей на маленькой скамеечке; перед собою он ставил медную чашку с водою и кропило… Он сидел здесь, на пересечении людских потоков, и «перелавливал богомулов». Так что они не могли попадать к святыням Десятинной и Подола, пока Котин (так дьяка называли в народе. – Ред.) их «трохи не витрусить», – вспоминает Николай Лесков.
Подобного «безобразия» церковные иерархи долго терпеть не смогли, и в 1854 году храм переводят в Лыбедскую часть города – на Евбаз (площадь Победы). Там в 1870-х годах неподалеку от нынешнего цирка из железа выстроили храм Иоанна Златоуста, больше известный как Железная церковь. А на месте старого храма на Большой Житомирской улице спустя почти 50 лет вновь появилась Златоустовская церковь, но уже домовая, в здании Религиозно-просветительского общества.
Церковь Св. Димитрия Ростовского
Выстроенную в 1841 году деревянную кладбищенскую церковь в 1897 году разобрали и заменили на каменный, уже Вознесенский, храм. Но старая церквушка обрела новую жизнь на Татарке: из материалов Дмитриевского храма была построена Макариевская церковь. Ныне это – единственный деревянный храм в центральной части города и единственное живое свидетельство дореволюционных церковных перестроек
Додати коментар