Селение Желаны, или Желань, известно еще со времен князя Владимира Великого. По преданию, здесь находился один из его загородных дворцов, а невдалеке – огромная крепость Белогородка. Из-за близости к Киеву здесь не раз проходили битвы, велась оборона города. Со временем закрепился современный вариант названия – Жуляны; как говорят, по ошибке еще царских чиновников.


Сейчас в селе осталась по сути одна достопримечательность – деревянная церковь великомученика Димитрия Солунского, построенная на рубеже ХІХ – ХХ веков на месте древнего храма XVII века. Была еще старая больница на 30 коек, но здание рухнуло от старости. В селе есть медицинская амбулатория, сельсовет инициирует строительство поликлиники.


Традиционна главная проблема села – дороги. Заасфальтировано только несколько улиц, по которым ходит автобус 75-го маршрута. Единственный старый ЛАЗ ездит к выставочному центру примерно раз в час. Водителя автобуса Василия Михайловича Мармуса знает почти все село – еще бы, “связной” с “большой землей”. Вот только столичная власть тротуары сделать “забыла”, а чтобы пройти по незаасфальтированным улицам в осенне-весеннюю распутицу, приходится надевать пластиковые пакеты поверх туфель. Да и не поймут в городе такую “негородскую” обувь, как резиновые сапоги.


Транспортный узел проблем


Именно благодаря одноименному аэропорту и другим транспортным объектам Жуляны стали широко известны. Хотя городской аэропорт официально называется “Киев”, именно в связи с ним – большинство интернет-страниц в поисковике на слово “Жуляны”. Собственно, в большинстве мегаполисов аэропорты имеют собственные названия, и безликий “Киев” тянет разве что на аэропорт областного центра, но никак не столицы большой европейской державы.


Летное поле близ села Жуляны было устроено еще в 1916 году, когда здесь разместился 3-й авиапарк – нечто среднее между авиаремонтным предприятием и воинским подразделением. В то время в Киеве летных полей было больше десятка. Аэропорт начал работу в 1924 году, а в 1948 году основан Киевский авиаремонтный завод №410 гражданской авиации. Сейчас аэропорт и завод делят единственную бетонную взлетно-посадочную полосу, поэтому просто снести полосу и застроить территорию сложно. Хотя такие идеи регулярно появляются – и при Омельченко, и при новых властях. Еще бы: аэропорт занимает 265 гектаров, которые застройщики были бы не прочь освоить.


Известны Жуляны и одноименным путепроводом. Участок Большой окружной дороги, проходящий через село и над железной дорогой, печально известен пробками и повышенной аварийностью. Восьмиполосная магистраль здесь превращается в четырехполосную, образуя “бутылочное горлышко” для транзитного и городского транспорта. Только расширением моста проблему не решить: нужно еще расширить участок магистрали. А для этого необходимо снести 34 частных дома. Да и мэрия с областной властью никак не могут решить, кому этим заниматься – мост является границей…


Пусть живет сельсовет!


С присоединением села к Киеву сложил свои полномочия сельсовет, и теперь Жуляны находятся в составе Соломенского района. Но к административному центру автобус ездит только в час пик, да и неблизко отсюда до администрации. Вот и остался сельсовет: как и раньше, практически по всем вопросам люди идут сюда. Сначала он действовал полулегально, а затем, с принятием соответствующего закона – как орган самоорганизации населения (ОСН). Но называют его как и раньше – сельсовет.


Согласно закону, практически никаких официальных полномочий ОСН не имеют, однако при эффективной организации они являются буфером между людьми и районной властью. Не имея ни представления в районном совете, ни городского финансирования, ОСН благоустраивает село, помогает жителям в трудную минуту, старается защитить интересы жулянцев перед районной и городской властью. Полномочиями ОСН является авторитет “городского сельсовета” и понимание жителей, что никто кроме них самих им не поможет.


Помимо собственно ОСН, куда входит 23 человека, существуют еще уличные комитеты по 3-6 человек – так получается актив села. Чуть что, и по первому звонку человек 200-300 уже готовы отстаивать местные интересы.


А такие ситуации случаются: на участке окружной дороги возле села с начала года погибли более 10 человек. Когда сбили насмерть целую семью, селяне перекрывали дорогу, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Сообща пытаются добиться решения земельных вопросов. Но и о радостях жизни здесь тоже не забывают.


– Мы проводим много праздников, каждую субботу организуем караоке, посиделки, вечорницы, – рассказывает директор местного Дома культуры Светлана Гальченко. – В клуб приходят разные люди: и детский драмкружок организовали, и бабушки поют в свое удовольствие. Сделали большой праздник на Новый год, с питонами, собаками, голубями. Сейчас готовим Масляницу: будут и кони, и блины, и ведьмы с горилкой.