Офис Укрпроминвеста (одна из ключевых компаний в бизнесе Петра Порошенко) расположен здесь неслучайно. Рядом один из важнейших укрпроминвестовских активов — завод «Ленинская кузня», занимающий 53 из 102 гектаров полуострова. Неплохая диспозиция для того, чтобы инициировать превращение Рыбальского из индустриальной слободки в современный деловой городок.

Гости из других мегаполисов ощутят здесь дежавю

 

В генеральный план развития столицы на период 2005-2020 гг. уже готовятся внести соответствующие коррективы, которые предусматривают сооружение на Рыбальском полуострове сити. О значимости этого проекта свидетельствует тот факт, что здесь планируется строительство не только офисных и торгово-развлекательных заведений, но и возведение апартаментов для киевских властей. Ориентировочная стоимость реализации проекта Kiev City — $5 млрд. Но это, как отмечает главный архитектор проекта Георгий Куровский, расчетная сумма, размер которой несомненно будет превышен во время непосредственного выполнения работ.

Строительство делового комплекса за пределами исторического центра в удобном с точки зрения логистики микрорайоне — мировая практика. После достройки в 2008 г. Подольско-Воскресенского моста, который пройдет через Рыбальский, и открытия на полуострове станции метрополитена, будущий сити получит довольно удобную транспортную развязку.

Даже со спутника обновленный Рыбальский будет трудно опознать

 

«Сейчас мы создаем управляющую компанию, которая будет вести проект реконструкции Рыбальского полуострова, — сообщил Контрактам Георгий Куровский, вместе со Всеукраинским методическим информационным центром архитектурного наследия разработавший проект реконструкции полуострова. — Развитие полуострова рассчитано на 8-10 лет. По моему мнению, Рыбальский — самое удобное место для сооружения современного делового центра, аналогичного берлинскому, московскому и другим сити».

Раньше в качестве альтернативы Рыбальскому площадкой для делового городка называли Нижнюю Теличку — промзону около Южного моста на правом берегу Днепра. Этот проект получил известность после того, как Виктор Ющенко на одном из инвестиционных форумов оценил общую сумму гипотетических инвестиций в сити на Нижней Теличке в фантастические $100 млрд. Компания «ХХІ век», намеревавшаяся стать инвестором масштабного строительства, даже представила проект реконструкции промзоны на Нижней Теличке, разработанный студентами Высшей школы дизайна Гарвардского университета. Гарвардские ребята прогнозировали возвести 700 тыс. кв. м жилья, 580 тыс. кв. м офисной недвижимости, 120 тыс. кв. м торговых площадей (для сравнения — ежегодно в Киеве строится около 1 млн кв. м жилья, общая площадь профессиональной офисной недвижимости в Киеве сегодня составляет 420 тыс. кв. м, торговой — 450 тысяч). Срок реализации проекта — 10-20 лет. Его стоимость оценивали в EUR1,7 млрд. Впрочем, у этого безупречного и дешевого, на первый взгляд, проекта оказалось немало «но».

В отличие от Рыбальского, который является фактически территорией одного завода, Нижняя Теличка застроена многими предприятиями, в формах собственности и юридической принадлежности которых довольно сложно разобраться. По словам Георгия Куровского, только очищение территории на Теличке будет стоить инвесторам в $1,5-2 млрд, тогда как зачистка Рыбальского обойдется в десять раз дешевле. Очевидно, эти аргументы осознали и в компании «ХХІ век», являющейся сейчас одним из кандидатов на застройку полуострова.

Однако есть свои минусы и у Рыбальского: во-первых, территория полуострова имеет статус охраняемого природного ландшафта (прежде всего Парк моряков, который по проекту планируется сохранить). Во-вторых, высокие грунтовые воды — каждые 5-10 лет полуостров подтапливается. Поэтому решено возводить сити на искусственном рельефе — фундаменты будущих офисных и административных небоскребов появятся только после того, как остров «вырастет» за счет четырехуровневой платформы, которая должна укрепить грунт полуострова.

По плану около гавани будет сооружен административный центр, в который должна перебраться с Крещатика городская администрация. В глубине полуострова появятся офисные и торговые центры — запланировано выделение 35 участков (0,5-1,5 га) под будущие центры деловой жизни столицы. Ближе к Днепру планируется выстроить жилой массив.

 

Плавающая кузница

Киевские метростроевцы намерены назвать будущую станцию на Рыбальском полуострове «Судостроительной». По иронии судьбы, это название будет иметь скорее мемориальное значение. План превращения полуострова из промышленных трущоб в деловой городок не предполагает существования на Рыбальском его главного обитателя — судостроительного завода «Ленинская кузня».

Генеральный план развития Киева на 2005-2020 гг. предусматривает довольно масштабную деиндустриализацию города — за черту столицы планируется вынести более 100 предприятий, расположенных на инвестиционно привлекательных земельных участках. Возможно, Ленинская кузня станет одним из первенцев промышленной миграции. Эксперты считают, что завод переселили бы, даже если бы на Рыбальском не строили сити. Введение налога на недвижимость в перспективе может существенно подорвать бизнес предприятия — за землю на полуострове вблизи Подола придется платить немалые средства.

Руководство предприятия сейчас избегает прямых ответов на вопрос, когда Ленкузня покинет Рыбальский полуостров и куда именно они планируют переносить свое производство.

Циркулируют слухи о том, что завод якобы планирует перебраться в Крым. Хотя поверить в такую миграцию трудно. Ажиотаж по поводу крымской земли не меньше, чем по поводу столичной — у властей автономии тоже есть свои планы деиндустриализации полуострова с целью увеличения рекреационных угодий. Скорее всего, Ленкузню переведут не в Крым, а в одну из причерноморских областей.

 

Рыбальский не сразу строился

С недавних пор (со времени предвыборных кампаний) каждое строительство в столице, а тем более реконструкция целого микрорайона, находится в зоне повышенного внимания многочисленных общественных организаций, нередко проводящих акции протеста против киевских строителей. Рыбальский полуостров едва ли станет исключением. В частности, проект, предшествовавший плану Георгия Куровского, вызвал нарекания киевлян, опасавшихся, что сверхвысотное строительство повредит полуострову. Имеется в виду 132-метровый небоскреб «Киевские ворота». Нынешний проект застройки Рыбальского менее склонен к гигантомании. Но это не означает, что у общественных организаций не будет претензий к новому лицу полуострова.

Сегодня на полуострове кроме собственно промышленных объектов расположены общежития Ленкузни, жилые дома, гаражные кооперативы. «Вероятность конфликта вокруг социальных и жилых объектов на Рыбальском полуострове довольно высока, — уверен Константин Матвиенко, член стратегического совета Голоса громады Киева. — Однако прогнозируемый социальный конфликт можно нивелировать. Хрущевки действительно являются жильем, которое не соответствует современным стандартам, и их снос — процесс закономерный. Если инвесторы заранее позаботятся о компенсациях и возмещении за отселение для местных жителей, то противостояния можно будет избежать».

Еще одна болевая точка — военная часть на территории Рыбальского полуострова. Нет сомнений в том, что киевской власти удастся убедить Минобороны отказаться от содержания объекта на такой престижной территории. Однако военные тоже, скорее всего, потребуют компенсаций за передислокацию с Рыбальского.

 

Между прочим

Чья территория

Согласно решению Киевского горисполкома № 920 от 16 июля 1979 года (приложение 2, п. 3, 7) и распоряжению Киевской городской государственной администрации № 979 от 17 мая 2002 года (приложение 2, п. 6, 13), в пределах зон охраняемого природного ландшафта запрещается проведение земельных, строительных работ без разрешения Главного управления охраны культурного наследия и реставрационно-восстановительных работ.

В этих зонах не разрешается любое строительство, отрицательно влияющее на характер ландшафта. Проектирование и строительство новых жилых районов, промышленных и других объектов ограничивается.

 

А как у них

City-долгострой

В российской столице за строительство современного делового центра взялись еще в 1992 году — тогда при поддержке мэрии было создано ОАО «СИТИ», которое должно было привлечь инвесторов и зодчих московского сити. Стоимость проекта оценивается в $10 млрд. Землю под деловой городок выделили практически в центре Москвы — на Краснопресненской набережной.

Параметры заложены с размахом, свойственным российскому купечеству: на 100 га земли 2,5 млн кв. м офисов, торговых центров и т. д. Автомобильное движение в центре нередко парализуют километровые пробки, так что особое внимание разработчики проекта уделили транспортному сообщению с сити: кроме двух новых станций метрополитена планируется также строительство скоростного железнодорожного сообщения с аэропортом Шереметьево. Однако все эти сказочные перспективы до сих пор не стали реальностью. Первую очередь московского сити — комплекс «Город столиц» с 73-метровой башней «Москва» и 63-метровой башней «Санкт-Петербург» — должны сдать в конце 2007 года.