Этот уникальный уголок Киева поэты называли “Меккой творческого вдохновения”. Биографы Шевченко утверждают, что в минуты грусти и глубоких раздумий поэт часто приходил в тенистые аллеи именно этого парка. “Что было тогда у него на душе, для нас оставалось тайной”, — вспоминал М. Чалый. Скорее всего, это было таинство творческого процесса — помните знаменитый акварельный рисунок Александровского костела, сделанный Шевченко в 1846 году с верхней террасы Владимирской горки?

Там же, на верхней террасе, любовалась заднепровскими далями и Марко Вовчок: “Усе порожевіло: кременисті шпилі, грюкаючий Дніпро, далекії темнії гаї… Стало свіжити. З Дніпра потягнув вітерець і з того берега переніс пахощі там квітучих тополь…” (1863).

Михаил Булгаков, воспевая это “лучшее место в мире” в сугубо “киевском” романе “Белая гвардия”, совершенно неожиданно врезает приднепровские пейзажи в канву романа “Мастер и Маргарита”, действия которого происходят в Москве. Будучи в Белокаменной, писатель с ностальгической нежностью описывает и “весенние разливы Днепра”, и “потрясающий по красоте вид, что открывался с подножья памятника князю Владимиру”, и даже “солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки”.

Прославил это замечательное место и Иван Нечуй-Левицкий. Его рассказ “Вечір на Владимирській горі” (1910) можно назвать гимном киевской природе. Говоря о фантастической красоте окрестностей горы Владимира, Иван Семенович указывает на тот факт, что они не подвластны даже кисти Рафаэля и Микеланджело. “Яка пишна ця широка картина! Кращої од неї трудно знайти і по всій Європі!” — восклицает писатель. Ему вторит Владимир Маяковский: “Вот стою на горке на Владимирской. Ширь вовсю — не вымчать и перу!” (1924)

Если говорят, что “Киев невозможен без Подола, как святой Владимир без креста”, то суть самой Владимирской горки немыслима без великолепного памятника Крестителю Руси, поставленного тут в сентябре 1853 года.

“Древний город словно вымер. Странен мой приезд. Над горой своей Владимир Поднял черный крест…” — эти строки написаны Анной Ахматовой, посетившей Киев летом 1914 года. Годом раньше на то место, где стояла поэтесса, пришел с этюдником один из талантливейших украинских живописцев Иван Ижакевич. И то, что Ахматова выразила на бумаге словами, художник запечатлел на полотне красками. Темный, задумчиво-мрачный силуэт памятника с “черным крестом” резко выделялся на фоне окружающей природы, написанной в теплой оранжево-фиолетовой гамме цветов. Возможно, поэтесса познакомилась с этим произведением раньше, так как репродукция этюда была опубликована в 1913 году в альбоме “Киев”.

“Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра. Стоило только выйти на Владимирскую горку, и тотчас перед глазами распахивалось голубоватое море”, — писал Константин Паустовский. Но не только весной и летом очаровывали окрестные места. “Чуден Днепр” с высоты Владимирской горки, и лунной заснеженной ночью “.У наших ног расстилался город… Сияющие колокольни церквей казались необыкновенно легкими и точно прозрачными. В самом низу, прямо перед нами, белела еще не тронувшаяся река. Светила луна, и в дрожащих переливах колокольного звона чувствовалась уже весенняя свежесть” (Александр Куприн, 1896).

Магии Владимирской горки можно найти множество объяснений. Вот одно из них: “Сегодня” уже рассказывала о том, что Киев делится не только на административные районы. Астрологи разделяют столицу на особые регионы, каждый из которых находится под определенным знаком Зодиака. Владимирскую горку называют Малой Жемчужиной. Она, по мнению астрологов, является особой точкой в регионе под знаком Льва (именно эта территория считается местом основания города). Малая Жемчужина находится под… тринадцатым знаком Зодиака, именуемом Змееносцем. Это самый загадочный знак, символизирующий прорыв в Космос и выход на новый уровень развития. Владимирская горка — своеобразный космический колодец, как бы проекция некоего космического луча в одну точку на поверхности города, священное место, место единения киевлян, которое можно использовать как источник энергетической подпитки всем людям, независимо от знака Зодиака.

Кому-кому, а поэтам, художникам, музыкантам без космической энергии никак не обойтись, поэтому во все времена “Мекка творческого вдохновения” и притягивала их. Проплывают годы, десятилетия, века, а Владимирская не меняется вовсе, что и дало повод киевскому поэту, впоследствии эмигранту, Науму Коржакову, сказать такие замечательные слова:

А над Владимирскою горкой
Закаты те же, что при нас,
И тот же свет, и люди даже
И тень все та же, как в лесу…
И чье-то детство видит так же
Трамвай игрушечный внизу…

P.S. Кстати, на карте Киева есть еще один регион под знаком Змееносца — Большая Жемчужина. Это район Лысой горы, правого берега реки Лыбедь, массивы Жовтневое, Мышеловка, Китаево. В языческом прошлом здесь были капища, святилища язычников, где они поклонялись своим богам, самой природе — земле, небу, воздуху, воде. Впоследствии это место было осквернено. Предание гласит, что на Лысой горе в дни полнолуния каждый месяц собираются на шабаш ведьмы. Да и сами названия на поминают о “нечистом” — Лысая гора, Чертово, Мышеловка, Черная гора.