Этимология корня “борщ” довольно любопытна. Если иметь в виду “жидкое блюдо из свеклы и капусты”, то слово это — украинское и в русских словарях появилось только в начале ХVIII века. В то же время слова “борщ”, “борщевник” существовали и в других славянских языках (в словенском — “целебная трава”, в чешском — растение “медведка”). Лингвисты полагают, что название этих растений первоначально означало “острое” (с острыми листьями). К этой группе относится и слово “бор” (хвойные деревья).

Рассматриваемая нами местность славилась и обильными плантациями борщевника, и густым бором. Что же нашел здесь князь, поменявший боевой меч на монашескую схиму? Автор “Киево-Печерского патерика”, описывая “житие” праведника, завершает его такими словами: “И доныне келью, которую он сам себе построил, зовут Святошиной, а также и огород, который он посадил своими руками”.

Возможно, поэтому исследователи истории Киева традиционно отождествляют Святошин, местность, смежную с Борщаговкой, с именем богомольного князя. Предположение вполне логично. Однако следует учесть, что после опустошительного нашествия Батыя окрестности Киева подверглись забвению. Лишь в грамоте Сигизмунда III, датированной 1619 годом, впервые упоминается дорога, ведущая “до борку Святошицкого”.

Святошин всегда был своеобразным “мостом” между землями Борщаговки и гигантской киевской магистралью, проспектом Победы (в прошлом — Брест-Литовское шоссе). Взгляните на план города и вы увидите, какую площадь занимают Никольская, Михайловская, Братская, Софиевская и Петропавловская Борщаговки вместе взятые. Она в несколько раз превышает территорию древнего Киева!

Названия борщаговских земель происходят от монастырей, которым они принадлежали. Еще в начале ХII века основатель Михайловского Златоверхого монастыря великий князь Святополк (Михаил) подарил братии часть из перечисленных выше земель. А поскольку в эту дачную местность обычно приезжали отдыхать монахи, послушники, студенты Духовной академии и высшие иерархи киевских обителей (одним словом — “святоши”), то “борок”, о котором шла речь выше, вероятно, и получил название Святошицкого. Впоследствии, когда на месте леса возникло поселение, его нарекли Святошиным.

Дачный поселок, разбитый на 450 участков, был весьма популярен среди киевлян. Здесь отдыхали не только состоятельные люди, но и вся местная богема. Знаменитый поэт Владимир Хлебников, попав однажды в “святошинскую глушь”, навсегда влюбился в древний град на Днепре и воспел его во многих своих произведениях. Не забывали мастера слова и Борщаговку. Сын Николая Лескова вспоминал, как его отец вместе с “отцом Юхвимом” отправлялись туда, чтобы “опорожнить” бутылочку хереса и полюбоваться природой…