В небольшом помещении представлена только часть экспонатов, но сотрудники музея обещают периодически обновлять экспозицию.


—У на собраны старинные игрушки, народные и современные — рассказала нам и.о. директора Людмила Гладун. — Коллекция собиралась с 30-х годов прошлого столетия, во время активного взаимообмена игрушками между союзными республиками.


В первом зале представлены характерные игрушки 30—80-х годов: конструктор “Кремль”, кукла-кукуруза, старинные утюги и швейные машинки.


— Раньше кукол было немного, поэтому их передавали из поколения в поколение. В нашем музее есть кукла из семьи академика Богомольца. Девочки очень любят расчесывать кукол, и эта — не исключение, поэтому паричок быстро износился и члены семьи академика “подарили” ей свои локоны. Кружева на платье настоящие, французские. У одной из наших сотрудниц прабабушка — француженка. В свое время она заказывала себе кружева из Парижа по каталогу, и с тех пор сохранились остатки — так куколка получила одежду.


В коллекции есть и пупсики, по заключению экспертов — одни из первых целлулоидных пупсиков. Ножки у них разбиты, поэтому их зашили в конвертики. В музее выставлены и уникальные сырные игрушки (очень многие не знают о существовании такой игрушки, а она до сих пор есть в быту жителей западной Украины). Красители в таких куклах натуральные.


— Ваши экспонаты не принимали участие в съемках фильмов?


— С нами сотрудничала редакция детских программ украинского телевидения “На добраніч, діти”. Однажды главный редактор программы пришла расстроенная, в полной уверенности, что такой игрушки нигде нет и быть не может. В итоге, мы выяснили, что ей нужен… таракан. А у нас есть таракан, большой — по сказке “Тараканище”. А что касается кино, например, в “оскароносном” фильме “Утомленные солнцем” наша сотрудница заметила ошибку: в двух эпизодах “снялись” целлулоидные пупсы, а в сцене на пляже — полиэтиленовый пупс. На самом деле полиэтиленовые куклы появились гораздо позже — не в 30-х годах, как по сюжету фильма.


Помню, снимали сюжет о наших паровозах. Приехала съемочная группа, установили камеры, выставили свет, а съемка не начинается. Оказалось, что операторы заигрались в паровозики. Другая съемочная группа решила сделать сюжет об “оркестре” из заводных игрушек, которые бьют в тарелки и барабаны. Поскольку эти игрушки довольно старые, и механизм в любой момент мог поломаться, то мы, работники музея, должны были их завести одновременно, поставить в определенное место и быстро отойти. Мы все сделали, оркестр “играет”, а съемка не идет! Операторы, открыв рот, смотрели на оркестр, забыв обо всем на свете.


Была и страшная история. Многие знают, что у игрушек с заводными механизмами есть одно свойство — игрушка “отплясывает” определенное время и успокаивается, но завод выходит не весь. Спустя какое-то время она может пару раз произвести оставшееся движение. Во время оккупации Киева часть игрушек разобрали домой сотрудники, оставшуюся часть сторожила в музее одна из сотрудниц. Однажды ночью, во время бомбежки, все заводные игрушки, наверное, от вибрации, начали отдавать свои движения. Это было так жутко, будто игрушки дрожат от страха.


— Что происходило с игрушечной промышленностью в последние годы?


— До 1990 года в Украине было 400 предприятий по производству игрушек. Начиная с 1991-го — развал производства. Многие художники в момент краха Союза уехали за границу. Некоторые из них работают и на фирме, производящей знаменитую Барби. В конце 90-х в основном производили мягконабивную игрушку и настольные игры — они была дешевле.


— Как у нас определяют, интересна игрушка ребенку или нет?


— На Западе, где игрушечная промышленность “на коне”, над созданием игрушек работают целые конструкторские бюро. Очень интересным способом апробируется игрушка: в комнату с зеркальными стенами приглашают детей поиграть новинками, а разработчики наблюдают за ними. У нас работает межведомственный совет по игрушке при Минобразования, где утверждаются новые образцы. Конечно, что-то запрещается. Например, если приносят на утверждение резиновую полуобнаженную русалку или скелетиков. Сейчас очень популярны деревянные игрушки, которые экспортируют на Запад. Пословица “трудное детство — деревянные игрушки” уже не актуальна.


— А куклы для девочек выпускаются?


— Вот кукол в нашей стране практически не производят — дорого. На мой взгляд, необходимо создать сувенирную куклу, которая представляла бы нашу страну — очень сложно удивить иностранцев, но куколка в национальном костюме была бы хорошим подарком. Только очень дорого стоит костюм, фурнитура — для серийного производства это пока невозможно. У нас в коллекции около 600 наименований таких кукол. Есть авторские образцы из 10 регионов Украины.