Отдохнуть по-княжески

Не только современному украинцу хочется отвлечься от столичной жизни. Такие же желания посещали древнерусских князей. Многих манил «вышний город» Вышгород, расположенный за 7 км к северу от Киева, вверх по течению Днепра. Здесь князья с дружиной охотились, пировали, принимали иностранных послов. Здесь жила княгиня Ольга и умер Ярослав Мудрый…

С нашествием татаромонголов в 1240 г. Вышгород был уничтожен и утратил былое значение. Возрождение города началось только после строительства Киевской ГЭС. Впрочем, если для наших современников Вышгород действительно возрождался, то страницы прошлого в нем бездумно и беспощадно уничтожались. Закатывались в асфальт целебные источники, в которых текла глинистая, обогащенная кремнием вода. Во время строительства высоток были уничтожены два десятка горнов для обжигания керамики Х—ХІ вв. и другие археологические памятники…

Чтобы сберечь для потомков наследие прошлого, в 1994 г. был создан Вышгородский историко-культурный заповедник. Здесь проводятся раскопки, найдены уникальные вещи, например пряслице ХІ в. с надписью из 14 слов и писанка этого же периода, изготовленная из оленьего рога. Их можно увидеть в экспозиционных залах заповедника.

Вышгород стоит на суглинках. В Х—ХІІ вв. здесь действовал крупный гончарный центр. Горшки с вышгородскими клеймами найдены на территории Киева. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, что означали эти крестообразные метки на днищах посуды: солярный символ или же знак мастера?

Ознакомиться с искусством древних мастеров сегодня можно в Гончарном центре при заповеднике. Здесь вам покажут множество уникальных экспонатов и воочию докажут, что не боги горшки обжигают, — научат работать на гончарном круге. Украшение экспозиции — последний из вышгородских горнов, его собственноручно раскопали сотрудники центра. Прилегающая территория еще не исследована археологами и наверняка хранит много тайн. Ученые надеются, что через несколько лет на этих 18 сотках удастся создать музей гончарства. Но пока центру не выдают акт на землю…

***

Селом Белогородкой этот населенный пункт стал лишь с 60-х годов XIV века, когда вошел в состав Литовской Руси. Киевская Русь знала Белгород — любимый город князя Владимира, по площади превышавший Чернигов, Переяслав, Рязань и не уступавший многим средневековым западноевропейским столицам (более 120 га). Во время раскопок удалось обнаружить остатки впечатляющих зданий: княжеского дворца, величественного храма, внутри расписанного золотом (золотые листочки накладывались на сырую штукатурку), и даже… гарема, где проживали 300 наложниц любвеобильного князя. По легенде, приняв христианство, Владимир раздарил часть гарема, а остальных жен отпустил на все четыре стороны. И пошли они, горемычные, и поселились в соседнем селе, которое стало называться Гореничи.

Взобравшись на 50—60-метровые валы, некогда опоясывавшие детинец и посад, можно разглядеть десяток сел, хранящих в своих названиях живую историю. В Музычах жили и репетировали княжеские музыканты, а кто не играл на инструментах, селились в Неграшах. Послов из далеких земель сначала останавливали в Черногородке. Прошедших проверку отправляли в Ясногородку — дожидаться княжеской аудиенции. На месте нынешней Бобрицы была пограничная застава, рядом протекала река, где водилось много бобров.

Через Белгород во времена Руси пролегал путь на Киев. При въезде в город путники останавливались утолить жажду из колодца. Выкопанный еще в ІХ веке и уходящий глубоко в недра земли, сохранился он и по сей день.

Несомненно, Белогородка заслуживает музея. Сегодня Белгород во всем его былом величии можно увидеть на панно в вестибюле местной школы. А разве не здорово было бы воссоздать первоначальный облик древнего града в реальном масштабе — реконструировать валы, башни, старинные здания? Находками из раскопов, макетами, картами, рисунками оформить экспозицию… А сувениры, а меды-кисели и прочие яства по старинным рецептам для дорогих гостей? Туристам в диковинку, а селу — средства для развития. Но для того, чтобы все это стало реальностью, нужны немалые первоначальные вливания — несколько миллионов.

История живая и действующая

— Стоит только попробовать, и вы сразу почувствуете, как это естественно. А все потому, что подобный образ жизни вели ваши прапрабабушки и прапрадедушки. Это у вас в крови…

Так приговаривал Леонид Шилов, которого мы про себя называли паном Савкой. В национальном костюме полищуков он прохаживался по широкому двору, показывая нам кузню и клуню, борти и горн, мастерскую столяра и сапожника. Тем временем кто-то пытался молотить сноп деревянным цепом, кто-то раздувал кузнечные мехи, учился трепать конопли, а кто-то заинтересовался куклами-мотанками, такими живыми и непохожими на пластиковых дурочек Барби… А после мы ели деревянными ложками борщ и печеню, приготовленные в печи, слушали песни слепого кобзаря и глазели по сторонам. Посмотреть было на что: ведь хата-сруб под камышовой крышей, в которой мы сидели, была построена еще в 1786 году. Коллекция старинных рушников, фотографий и икон, кухонной и домашней утвари со временем пополняется новыми, характерными для быта полищуков вещами.

«Хата Савки» в Новопетровцах — не музей (в каком музее вы сможете так свободно обращаться с экспонатами?). Это — действующая модель жизни наших предков. Сюда привозят на экскурсии школьников, здесь играют свадьбы с точным соблюдением всех старинных обрядов. А хозяин усадьбы — неисчерпаемый кладезь информации об истории и культуре, обрядах и ремеслах.

***

В то время как улицы Ирпеня наводнили шумные, праздничные толпы — праздновался День города — в краеведческом музее было тихо и спокойно. Словно спящие красавицы, лежали на полках экспонаты, чтобы ожить от волшебных слов директора музея Анатолия Боровского. За стенами бурлила жизнь, Ирпень рвался в Европу, а мы мысленно переносились на десятки тысяч лет назад, когда по здешней земле еще бродили мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи, а люди охотились на них с каменными орудиями…

…С появлением железной дороги Киев—Ковель, проложенной на рубеже XIX и XX веков, вокруг нее были основаны поселки железнодорожников — Ирпень, Буча, Ворзель. Киевляне с удовольствием приобретали здесь дачи. Объявления в киевских газетах об аренде и продаже усадеб можно увидеть сегодня в музее. Эти места привлекали творческих людей: здесь бывали Леся Украинка, Панас Мирный, Степан Васильченко, Павло Тычина… А написавший знаменитую трилогию о Незнайке Николай Носов провел в Ирпене свое детство.

Впрочем, город интересен не только своим прошлым, но и настоящим. Например, здесь живет народный умелец Геннадий Андрийчук, который своими руками по собственным проектам собрал семь разных автомобилей. С довольно-таки неплохими ходовыми качествами. Еще один мастер, Виктор Самойленко, имея за плечами всего четыре класса образования, создает макеты зданий, которые когда-нибудь вполне могут занять достойное место на улицах Ирпеня: цирк-зоосад, замок, храм… И никаких предварительных расчетов, чертежей — весь проект целиком, со всеми пропорциями, автор держит
в голове!

Эхо войны

В советские времена экскурсии по местам боев, линии обороны, дотам пользовались большим успехом. Но и для современных молодых туристов «Пояс боевой славы» Киевщины познавателен. Несколько лет назад на территории Новопетровского музея-заповедника проводилась реконструкция Киевской наступательной операции, вызвавшая огромный интерес. К сожалению, повторить эксперимент уже вряд ли удастся — земля, некогда бывшая Лютежским плацдармом, распаевана, и местные жители не пустят танки в свои огороды. Но существуют и другие возможности совместить урок истории с активным отдыхом: к примеру, музеи, памятники, места, связанные с событиями ВОВ, можно включить в маршруты выходного дня, велосипедные, пешеходные и байдарочные туры…

В экспозиции музея — военная форма, оружие, экипировка советского, немецкого, японского, итальянского бойца; вполне действующий мотоцикл «Виктория» 1938 года выпуска; трофейный патефон; «штадтплян» Киева; в рощице, окружающей музей, — танки и бронетехника… Мы прошли к месту, где во время Киевской наступательной операции в октябре — начале ноября 1943 года находился командно-наблюдательный пункт 1-го Украинского фронта, побывали в блиндажах Ватутина и Хрущева.

На мраморных пилонах памятника-музея освободителям Киева перечислены наименования всех соединений и частей, удостоенных звания «Киевских», а также награжденных орденами за освобождение Киева. Наших ветеранов остается все меньше. Но места битв еще хранят эхо боев, заставляют прочувствовать трагедию войны, выживание на грани невозможного, страх, страдание, и через это страдание очиститься от того мелочного, наносного, что раздирает нас сегодня…

***

Основными оборонными сооружениями Киевского укрепрайона были долговременные огневые точки — доты. Они соединялись между собой системой переходов, которая существует и по сей день. Именно в этих лабиринтах на северо-западной околице села Белогородка снимали первый украинский фильм ужасов — «Штольня». Вооруженные фонариками, в сопровождении опытного проводника, мы бродили по прохладным и жутковатым лабиринтам (велошлемы лучше не снимать, голова целее будет!). Здесь не так уж безопасно — нижний этаж уникального трехэтажного дота пришлось даже замуровать, чтобы местные мальчишки не попали в беду. Но если лабиринты очистить от мусора, провести освещение, отремонтировать проржавевшие спуски, организовать экспозицию, здесь можно водить увлекательнейшие экскурсии. Вот вам и еще один готовый музей!

Я буду долго гнать велосипед…

Конечно, путешествие на велосипеде сопряжено с определенными трудностями. И речь не только о ноющих мышцах.

Возьмем, к примеру Францию. Захотелось вам посетить веломузей в городке Корматен, увидеть его знаменитый замок и легендарное аббатство Клюни километрах в 15—20 от него. Набираете номер мобильного, и на следующий день в назначенное время и место вам пригоняют велосипеды и снабжают подробной картой маршрута. Ехать вы будете отнюдь не по проезжей части и даже не по обочине: специальная велодорожка проложена через поле от шоссе. Буквально на каждом километре — указатели и карты с обозначением места, где вы находитесь.

А у нас? Одно дело — ехать по загородным шоссе многочисленной колонной, в сопровождении нескольких машин и ГАИ. Совсем другое — выбраться в подобный поход вдвоем или втроем (я уж не говорю — в одиночку). Редко где встретишь у обочины отдельную дорожку для велосипедистов. А мимо с угрожающим грохотом пролетают фуры и автобусы, торопятся шальные иномарки…

И все же, когда вас на велосипедах десятка два, прочие участники дорожного движения уже не могут с вами не считаться. Все дальше и дальше остаются пыль и смог столицы, и вот вы уже  вдыхаете совсем иные запахи: травы, хвои, осенних листьев… Пере­сев на велосипед, владельцы машин с удивлением замечают, как растягивается путь, и сколько не замеченных ранее деталей на нем появляется. Стоит свернуть на дорожку, спрятавшуюся между деревьями, и взгляду открываются прекрасное озеро, живописная церквушка или затерянный блиндаж… А горка или песчаная дорога в лесу теперь превращаются в настоящее препятствие, преодолев которое, чувствуешь себя хоть немного, но героем. Думаю, не погрешу против истины, если отмечу, что каждый из участников велотура одержал над собой целую серию маленьких побед и узнал нечто новое о собственных возможностях.

А какая атмосфера в велопоходе! Сразу вспоминается песня Высоцкого. Слетела цепь, отвалилась педаль — ближайшие соседи по колонне тут же придут на помощь. Поделятся водой, вернутся, чтобы указать нужный поворот отставшему… После стольких приключений, пережитых вместе, ужин в гостинице уже напоминает добрые семейные посиделки. В такой компании хочется путешествовать еще и еще…