“Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?”

Великий пост, установленный в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне, – самый долгий и самый строгий из четырех многодневных постов. Первая же седмица – и вовсе жестокое испытание для организма. В понедельник постящиеся не должны ничего ни есть и ни пить, во вторник пить воду, есть просфоры и хлеб с солью. В среду позволяется еще отвар из сухофруктов. В четверг – опять хлеб и вода, в пятницу можно кутью, в субботу – пищу с растительным маслом. Отличается строгостью и последняя седмица.

Однако медицинская наука против строгого постничества – оно не на пользу организму, а беременным и больным и вовсе противопоказано. Поэтому строгий пост всегда соблюдали и соблюдают лишь монахи, а основная масса верующих старается держаться в умеренных границах.

Впрочем, у людей не воцерковленных и это всегда вызывало вопрос: к чему условности? А попробуйте-ка после сытной отбивной заняться серьезной умственной работой – вряд ли это у вас получится. Потянет на сон, а это уже телесное удовольствие. Перемена пищи ослабляет чувственную сферу, и человек настраивается на более интенсивную духовную жизнь. Кроме того, вы не замечали, что в постные дни особенно хочется колбасы? Переход со скоромной пищи на постную дается нелегко, а значит, тренирует волю, которая так нужна, чтобы бороться со своими вредными привычками. Таким образом, посты, и в частности Великий пост, можно воспринимать как тренировку тех нравственных мышц, атрофия которых ведет к потере человеком человеческого.

В старом Киеве, однако, любили поесть не меньше, чем сегодня. А на Бессарабском рынке даже висела икона Николая Чудотворца, перед которой время от времени молился известный своими предсказаниями старец Алексий: о том, чтобы на Киев никогда не обрушился голод. Сам-то он был человеком очень скромных потребностей. Питался трапезным борщом с хлебом и теплым чаем без сахара, постился же самым строгим образом. Однако любил угостить приходящих к нему за помощью и советом. Бывало, покупал на Бессарабке продукты и раздавал их людям. И просил Господа, чтобы сохранил город от испытания голодом. По молитвам, видимо, и давалось Киеву, рынки которого ломились от продуктов.

Но в Великий пост молочные и мясные ряды закрывались. Это не значит, однако, что народ изнурял себя голодом. Вот как описывает великопостный период писатель Иван Шмелев: “В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом – такая прелесть. Я хватаю щепотками – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Буду варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой (сушенные на солнце абрикосы или персики с косточками. – Авт.), горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые барашки, “кресты” на Крестопоклонной…

А мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то “коливо”! (По В. Далю – поминальная кутья, каша из пшеницы либо из полбы, риса и пр. с изюмом. – Авт.) А миндальное молоко с белым киселем, а киселек с клюквенной ванилью…”

Ну как, не потекли у вас слюнки?

Публичные дома отказывали клиентам только три дня на Страстной неделе

Пост – это не только воздержание в пище. Выдающемуся византийскому писателю-богослову и оратору Иоанну Златоусту принадлежат следующие слова: “Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпив, чтобы Бог принял и пост твой – в изобилии даровал плоды покаяния”.

Раньше в православных странах на период Великого поста отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Обряд бракосочетания в пост не совершался, а для супругов устанавливался брачный пост и зачатие детей в это время считалось грехом. Кстати, о детях. Детей сознательного возраста несколько ограничивали в играх и веселье, что позволяло проникнуться атмосферой поста. Однако им разрешались лакомства. Посылки со сластями родственники пересылали из дома в дом, что скрашивало детворе жизнь во время Великого поста.

Киевляне в этот период, в основном, сидели по домам, только по субботам и воскресеньям ходили друг к другу в гости. Само собой, затихала жизнь в сфере развлечений. Однако нельзя сказать, что замирала вовсе.

– В театральной жизни было три сезона: зимний, весенний и Великопостный, – объясняет киевовед Михаил Кальницкий. – Особенностью последнего было то, что местные театральные подмостки использовались заезжими артистами – танцовщицами, фокусниками… певцами. Развлечь киевскую публику приезжали американские, итальянские, французские артисты.

Из других источников известно, что весной 1902 года в Киеве побывал Федор Шаляпин и, выступив на организованном Николаем Лысенко вечере памяти Тараса Шевченко, так поразил киевлян, что они пригласили его весной 1906-го. Певец дал в цирке концерт, о котором долго говорили еще и потому, что Шаляпин явился на собственный концерт, исполнив поистине цирковой трюк. В Киев известный бас приехал по просьбе рабочих. Требовалось просторное помещение, и губернатор дал добро провести мероприятие в цирке. Но народу стеклось столько, что певцу удалось проникнуть в здание лишь через окно, в которое он спустился… с крыши.

По мере развития частного бизнеса в мире развлечений власть запретов слабела. Разве можно было удержать, например, синематограф, с которым киевляне познакомились весной 1902 года? Не говоря уже о кафешантанах и прочих подобных заведениях. Поэтому настоящие паузы в развлечениях наступали лишь на первой и последней неделях. А в завершающие три дня закрывались даже двери публичных домов.

Единственным действительно неотложным “мероприятием” с признаками развлекательности до Пасхи могло быть разве что празднование дней рождения. Какое же торжество без угощения? Оказывается, пир можно было устроить, не выходя за границы дозволенного. Поскольку и в нынешнее время немало наших сограждан принимают гостей в дни Великого поста, то им не повредят несколько рецептов.

– Великий пост начинается Чистым понедельником, – рассказывает киевский историк Александр Анисимов. – Это нецерковное название закрепилось потому, что в России бытовал обычай чистить жилье от “духа” Масленицы, завершившейся накануне. Дом чистили, мыли, мебель закрывали чехлами, убирали ковры, закрывали картины светского содержания. Многие в этот день выкуривали Масленицу: в таз клали горячий кирпич, заваривали мяту и слегка поливали уксусом. С тазом обходили весь дом, наполняя его кислым и прохладным от мяты паром. Сами же ходили в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными телесно и духовно – через испрашивание в Прощеное воскресенье друг у друга прощения. В храмах во время вечернего богослужения совершается чин прощения.

Загляните и вы в свою душу: не держите ли на кого обиды? Простите – и вам простится…