Весть о закрытии пришла внезапно: еще утром 22 февраля никаких новостей не было, а водитель трамвая 5-го маршрута уверенно отвечал, что и 23 февраля будет рейс. О закрытии говорили давно, но еще неделю назад в пресс-службе ГУ транспорта уверяли, что это состоится в 2012 году, что гости Киева еще успеют насладиться видами на зеленые острова в центре города, а там – кто знает… Наспех напечатанные объявления расклеили к обеду на столбах и на самом трамвае. Как и в случае сноса памятников архитектуры, заинтересованные силы решили действовать неожиданно для киевлян.

К вечеру на последние рейсы начали подтягиваться киевляне: чтобы проститься с линией. Любители этого вида электротранспорта стремились запечатлеть на фото исторические моменты – всего через пару часов после скорбного известия о закрытии маршрута в вагоне собралось уже несколько десятков человек. Зачастую именно от них обычные пассажиры узнавали о грустной новости. «Как можно, ведь автобусы на Набережном шоссе почти не останавливаются», «Теперь на Труханов остров пешком ходить аж от Почтовой», «Жаль, трамвайчик этот здесь один был, а теперь не будет», «В 2000-м мы с комфортом ездили на Подол с Русановки, а сейчас еле-еле в метро влазим» – звучало в вагоне от постоянных пассажиров «пятерочки».


Вечер 22 февраля 2011 года. Последние пассажиры маршрута №5 на конечной у моста Патона

Последние фотографии на конечной остановке у моста Патона, выкупленные на память едва ли не все талончики – и вагон медленно отправляется на Подол. И тут случилось удивительное: в последний рейс трамвай провел Его Величество Город – залпами салюта! По странному совпадению совершенно не знающие о закрытии маршрута киевляне праздновали в этот день у Ладьи (памятника основателям Киева) пятилетний юбилей свадьбы. Огромная огненная пятерка пылала на импровизированном постаменте, а вокруг ежесекундно вспыхивали ослепительные фейерверки – не хуже, чем на некоторых государственных праздниках!

…Салют закончился, пятерка медленно погасла, и вагон отправился в последний путь по 5-му маршруту. Сегодня трамвайные рельсы, словно от обиды, спрятались от посторонних глаз под непроницаемой снежной пеленой…

Байки от водителя трамвая

Валентин БАЛАКИН: «Мы возили музыкантов, рыбаков и отдыхающих»

Он выехал на 5-й маршрут в первые дни его существования – летом 2004 года. Ему же довелось вести вагон №5851 в последний рейс по набережной вечером 22 февраля 2011 года.


Водителю трамвая Валентину Балакину довелось выполнить грустную историческую миссию – отправить вагон «пятерки» по набережной в последний раз

– Трамвайное восстание. В первые дни после закрытия моста Патона многие не знали, что на левый берег трамваем уже не добраться – и по привычке садились в вагоны, не читая объявлений. На конечной у моста еще не разобрали все рельсы – и я по привычке проехал чуть дальше разворота. Навстречу выбежал перепуганный путеец – рельсы-то заканчивались! Я остановился и медленно тронулся назад – а пассажиры восклицали: «Ты правильно едешь, нам в Дарницу!»

– Такси для музыкантов. Трамвай по набережной – фактически скоростной, ведь рельсы лежат отдельно от автодороги. И не раз случалось, что пробка на трассе растягивается на километры, а мы едем. Однажды (когда на Днепре еще стояли дебаркадеры, а в них были клубы) подсаживается ко мне… целая группа музыкантов с аппаратурой. «Моральный кодекс» называется. «Мы заказали такси, – говорят, – еще час назад, а его все нет: пробка. Ты три раза мимо проехал, пока мы ждали машину. На концерт опаздываем – выручай!».

– Ночной экспресс. Помню, году эдак в 2008-м, на Певческом поле устроили грандиозный праздник. А в 22 часа начался салют. Через 5 минут должен был отправляться последний трамвай. «Наверху» приняли разумное решение – развозить людей, что называется, «до упора». В депо, тогда еще на Лукьяновку, мы вернулись где-то после часа ночи…

Как это было

Трамвай ходил аж в Бровары

– 1903. Первый проект электрического трамвая на Никольскую Слободку (ныне – массив Левобережный) и в Дарницу. Предпринимателю Николаю Матвееву предоставлена концессия на 75 лет, но проект не реализовали.

– 1910. Инженер Валерий Тимченко получил разрешение МВД на организацию трамвайного сообщения на Левобережье.

– 1911. Строительство линии: земляные работы на набережной, расширение дамбы в Предмостной Слободке (ныне – Гидропарк), расширение дороги к Дарнице. Пробное движение изготовленных в Лондоне бензомоторных вагонов (на 15 пассажиров) состоялось в декабре 1911 года. 

– 1912. В мае торжественно открыто движение по Цепному мосту на Никольскую слободку – там располагалось депо.

– 1913. Линия продлена в Бровары, общая длина трассы – 18,1 км. 

– 1920. При отступлении из Киева перед окончательным приходом большевиков польские войска взорвали Цепной мост через Днепр, по которому ездил трамвай.

– 1925. Мост, названный на сей раз именем Евгении Бош, восстановлен. Трамваи вновь отправились на Левобережье. Сначала – на Никольскую Слободку, а к концу года – в Бровары.

– 1926. Начата электрификация линии: открыт участок от Почтовой площади до Никольской слободки – маршрут №14. 

– 1933. Электрифицирована линия до Дарницы – маршрут №15.


Эта линия была единственной в Украине вдоль берега реки и вызывала ассоциации с приморскими городами

– 1934. Открыт маршрут электрического трамвая №23 до Броваров. До войны успели проложить также линии до завода «Химволокно» и к кирпичному заводу на Никольской слободке.

– 1941. При отступлении советских войск взорван мост имени Евгении Бош, движение трамваев вновь прекратилось. 

– 1951. Открыто движение по Набережному шоссе до еще строящегося моста Патона.


Набережное шоссе, 1950-е годы. Тогда двух полос автомобилям вполне хватало

– 1954. 1 ноября открыто движение по мосту Патона, в разные годы здесь было до 7 маршрутов трамвая одновременно. Набережная стала одной из самых загруженных линий.

– 2004. 9 июня под предлогом борьбы с пробками закрыто движение трамваев по мосту Патона. Организован маршрут №5 по Набережному шоссе, сюда же выезжали трамвай-кафе и ретро-вагон.

– 2011. 22 февраля отправился в последний рейс трамвай маршрута №5. Пробки на мосту Патона теперь еще больше, чем в 2004 году…