В 1936 году Овчинников становится директором музея Восточного и Западного искусства. На этой должности он проработает 42 года, до самой смерти в 1978 году.
Во время войны Василию Федоровичу, как директору музея пришлось руководить эвакуацией музея. Война началась 21 июня, а уже в середине июля самые ценные экспонаты музея начали эвакуировать в Уфу. Однако экспонатов оказалось так много, что в Уфе не хватило места и часть коллекции пришлось переправлять в Саратов и Пермь. После того как большая часть коллекции была размещена в надлежащих условиях, Василий Федорович отправился на фронт. Он работал в агитпоездах, рисовал плакаты, был награжден медалью за Оборону Сталинграда.
После войны Василий Федорович возвращается к исполнению обязанностей директора музея. Он стал одним из лучших специалистов по современному искусству Западной Европы и Америки. Кроме непосредственно музейной работы Овчинников пишет свою самую известную серию картин «Из искры пламя», которая сейчас находится в коллекции государственного музея Днепродзержинска.
В конце 60х годов Овчинников приступает к работе над мозаиками во дворе музея Восточного и Западного искусства. Монументальность замысла не простая случайность. В квартире Овчинникова была комната, стены которой он украсил рисунками. Две стены было занято картиной на революционную тематику. Василий Федорович мечтал о том, что бы мозаики украшали наружные стены зданий во всем городе, но к такой идее тогдашние градостроители отнеслись холодно. Профессиональный художник монументалист провел долгую предварительную работу. Овчинников внимательно изучал работы мировых классиков как прошлого так и современности. Миккелеанджело, Леонардо да Винчи, Ороско, Риверы, Сикейрос (стоит заметить, что с последним Овчинников был знаком лично) – работы этих и других мастеров послужили для создания великолепных мозаик во дворе музея Восточного и Западного искусства.
Работа над мозаиками была монументальна, не только по художественным, но по чисто человеческим меркам. Все расходные материалы Овчинников покупал за свой счет. Он работал над мозаиками почти без перерывов, и обед устраивал себе на очень шатких конструкциях, которые служили ему лесами. За время работы он пережил два инфаркта, но все равно продолжил свою работу.
Семь мозаик сохранились до нашего времени. Если зайти во двор дома №17 на Терещенковской то можно будет увидеть, полностью или частично «Украинскую Мадонна», «Сердце Данко», «Портрет дочери», «Данко», «Киевские каштаны», «Журавля». Кроме того есть еще несколько мозаик которые можно увидеть только из дворика музея. Это «Мамай» и «Голубь».
Василий Федорович не дожил всего 9 дней до открытия персональной выставки в Киеве. Мозаики
К сожалению, о том каким был Василий Федорович в жизни узнать не далось. Его дочь и внучка уехали в США. Жене Овчинникова Раисе Гавриловна Марголиной – 99 лет. Она живет под Киевом в Доме ветеранов сцены в Пуще-Водице. Я поехал к ней в середине декабря. И несмотря на то что, Раиса Гавриловна уже в весьма почтенном возрасте, я надеялся что она сможет что-нибудь мне рассказать. Но, увы. На мой вопрос о муже она ответила
– Да что вы… Это же было так давно, я очень плохо его помню…
И действительно. Когда я ехал к Марголиной, то не подумал о том, что попрошу рассказать ее о событиях тридцатилетней давности.
Мои попытки связаться с дочерью Овчинникова Еленой, пока остались безрезультатными.
Вот собственно и все. Для того, что бы увидеть мозаики Овчинникова достаточно зайти во двор дома на ул. Терещенковской 17. Оттуда будет виден музейный дворик и мозаики. Правда не все.
“Украинская мадонна”