И их сумрак ведет почти что в иное измерение. Если в такую подворотню нырнуть, то оказываешься во дворах, где будто ничего и не изменилось с начала прошлого столетия. Впрочем, нет, наверняка тогда здесь был более ухоженный вид. А сейчас облезшая краска, рассыпающиеся балкончики, трещины на стенах, неровная кладка подчеркивают впечатление старины.


В толстых стенах старых домов до сих пор ищут клады. И основания к тому есть, между прочим. Строители, которым выпало реставрировать старые дома на ул. Гончара, говорят, что находили и клады, и записки: «Тут жил купец 1 гильдии», и что-то в этом духе. Обнаруживали даже деньги смутных постреволюционных времен – видимо, кто-то пытался их спасти от большевиков или от другой быстро меняющейся власти, как то делал булгаковский герой Василий Лисович.


Характерной киевской натурой в последнее время заинтересовались киношники и клипмейкеры. Очень им нравится снимать во дворах домов 45-а-б-в по Гончара. Как-то весной пришлось видеть расположившуюся в этих двориках киносъемочную площадку. Здесь снимали сцены мистического фильма «Куратор», в котором играет Светлана Светличная. Потом съемки переместились в одну из квартир на четвертом этаже, и иногда киношники из открытого окна выкидывали какую-то куклу, – наверное, имитировали чье-то самоубийство.


А еще в подворотнях на улице Гончара снимала свой клип российская группа «Корни». На днях очередная съемочная группа приезжала осматривать эти места, что-то фотографировала и засматривалась на черный ход – покосившееся от времени деревянное крылечко.
Отчего же им тут так нравится? Говорят, что подобной «натуры» в Москве уже почти не осталось. Все или отреставрировано, или разрушено. А то, что отреставрировали – перекрыли шлагбаумами и строгой охраной. Так что без особых договоренностей малобюджетного фильма уже и не снимешь. Потому и приезжают россияне снимать к нам, на улицу Гончара. А наших киношников сюда просто тянет – говорят, не могут устоять перед стариной. Буквально на днях тут были очередные съемки какого-то рекламного ролика.


Но лет так через десять этой киевской «натуры» может уже и не быть – наступают многоэтажные стройки, вырастают дома-монстры, которых везде предостаточно.