Однако вполне вероятно, что история названия этой местности не столь легендарная, хотя и не менее древняя.Впервые в письменных источниках эти земли упоминаются в XVII веке – в грамоте короля Речи Посполитой Сигизмунда III Вазы, которая определяла в 1619 году пределы городских владений. На западе городские земли заканчивались в «Святошинском бороке».

Уже в 1897 году в этом лесу был основан дачный поселок из 450 участков по обе стороны Брест-Литовского шоссе (сегодняшний просп. Победы).

Надо сказать, что Святошинские дачи входили в первое кольцо дачных поселений вокруг Киева, которое сформировалось на рубеже XIX-XX столетий. В частности, первыми, в 1850-х годах появились хаотичные дачные поселения между Приоркой и Пуща-Водицей, а также на Шулявке (так называемые Казенные дачи) и в Китаеве. В 1860-х годах были основаны Старая Дарница, Боярка, Лукьяновские дачи; в 1890-х – Новая Дарниця, Кинь-Грусть или дача Кульженко, Святошино, дачный поселок в Пуща-Водице; наконец в 1900-х – Караваевы дачи.

Второе же кольцо образовалось благодаря открытию в начале XX века Киево-Ковельской линии Юго-Западной железной дороги – тогда дачные поселки были основаны в Ирпене, Буче, Ворзеле, Немешаеве.

Дачи в то время возводились по проектам опытных архитекторов, иногда и самими владельцами. Как правило, это были сооруженные из кирпича или дерева одно-двухэтажные постройки на 5-7 комнат. Предназначавшиеся для летнего проживания, они, по сути, являлись упрощенным вариантом загородного особняка. Многие из киевских летних дач были наемными.

Любопытно, что в 1901 году в Святошино был проложен маршрут парового трамвая. Это была частная узкоколейная линия, принадлежавшая предпринимателю Александру Хойнацкому. Ходил частный трамвай от места, где сегодня находится Воздухофлотский мост (там до 1890-х годов стояла деревянная Триумфальная арка, сооруженная в честь приезда в Киев Александра II 31 января 1857-го – около нее прошла торжественная встреча царского поезда). Позже Святошинскую трамвайную линию у Хойнацкого выкупило немецкое акционерное общество, однако с началом Первой мировой войны у немцев отобрали трамвай – предприятие было отдано в собственность Киевского земства. Только в 1923 году, когда Святошино вошло в черту Киева, узкоколейка была заменена на колею стандартного размера.

Уже в советское время в Святошино были сооружены санатории, дома отдыха, больницы. При этом рядом возникла обширная промышленная зона с такими предприятиями, как АНТК им. Антонова и АТЭК (ранее – завод «Красный экскаватор»).