Центр современного искусства «Дах» расположен в «магазинном» помещении, на первом этаже дома рядом с «Лыбидьськой». По витрине угадывается художественный салон авангардного типа, и действительно, в вестибюле (или зале ожидания с мягкими диванами и креслами) есть на что посмотреть в ожидании спектакля. Маски, статуи, картины и фотографии современных стилей, архаичные вещицы и перевернутые стулья под потолком. Здесь постоянно проходят выставки живописи, керамики… На спектакли нужно записываться по телефону не позже чем за день, а с собой брать сменную обувь. Сцены и зрительного зала нет как таковых, а есть большая комната, обитая черным бархатом, и пять рядов – простых скамеек, возвышающихся друг над другом. Цена на билеты в первом ряду -25 грн., далее 20, 15 и 10. Последний ряд – бесплатный. Плату ввели год назад – до этого в «Дах» был свободный вход. Бесплатным остался вход на спектакли из цикла «Семь дней с Идиотом» (ненаписанные главы к роману Достоевского) – это принципиальная позиция режиссёра.



Этот театр, молодой душой и ни на что не похожий, родился 12 ноября 1994 года, позиционируясь как единственный в Украине приватный некоммерческий и независимый театр. Они назвали себя «отелем искусств», а в качестве символа выбрали улитку, ползущую к вершине Фудзи. С 1995-го по 1998 год в Центре современного искусства проводили свои мастерские яркие представители молодой московской интеллектуальной режиссуры — Игорь Лысов, Борис Юхананов, Валерий Бильченко. В 1996 году Троицкий пригласил в «Дах» легендарного украинского режиссера — последнего представителя подлинной школы психологического реализма — 80-летнего Владимира Николаевича Оглоблина (он ушёл от нас год назад). С 1999-го с «Дахом» сотрудничает Клим – московский режиссер, драматург «Новой драмы», ученик Эфроса и Васильева. Театром за всё время поставлено 28 спектаклей, из них 4 пьесы – В. Н. Оглоблиным, который внёс в театр академическую, реалистическую традицию. Большинство спектаклей создал режиссёр-экспериментатор Владислав Троицкий по пьесам Клима. Во многих постановках участвует этно-хаос группа «Даха-Браха».



Спектакль, на который мне удалось попасть, назывался «Король Лир. Пролог». Это – часть трилогии «Україна мiстична», в которую входят также «прологи» к «Макбету» и «Ричарду III». На сцене разворачивается мистерия, в которой нет ни слова текста, а лишь безмолвное движение актёров, пантомимика, свет, звук и совершенно необычные ритмы «Дахи-Брахи». Все актеры в масках, подчас уродливых и страшных, и это усиливает сходство с призраками, медленно бредущими по сцене. Музыкальные темы сменяют друг друга, то взрываясь, то угасая. К концу спектакля сцены делаются всё символичнее, несут несколько смыслов сразу… Режиссёр и актёры пытаются дойти до сакральных корней украинской ментальности, взяв шекспировские истории как отправную точку, в качестве сюжетной канвы. «Король Лир…» – это история о нынешней Украине, её безумии, её движении к самоуничтожению», – говорит Владислав Троицкий.



Для «Даха» в целом характерен синтез различных театральных направлений, зачастую противоположных. Из этой полифонии складывается его лицо, очень узнаваемое на протяжении уже 12 лет, так что можно говорить о сложившихся традициях. «Я создаю свою систему, – говорит режиссёр, – она, конечно, впитывает в себя и Гротовского, и Васильева, и Станиславского, но я создаю нечто новое, что публика должна оценить». В то же время театр находится в постоянном поиске пути. «Всё время меняемся. Человек, который точно знает, чего он хочет, точно этого не получит. Поэтому я никогда не знаю, что я хочу сделать. Непрерывное движение, единственный критерий которого – честность перед собой и, по возможности, перед Богом».



Владислав считает, что задача театра – ставить вопросы, а не давать ответы. Он не относит “Дах” к развлекательным театрам, каких у нас большинство. Что до общей ситуации с украинскими театрами… “Украина вообще не театральная страна. Театра здесь особо и не было никогда. Был некий миф Курбаса, были Корифеи, потом был построссийский театр. Потом был посткорифейский музыкально-драматический театр. А потом всё это умерло, остался только псевдо-Станиславский… Плюс какие-то неубедительные попытки экспериментов”. В качестве убедительных примеров режиссёр назвал имена Андрея Жолдака, Дмитрия Богомазова, Владимира Кучинского. И, пожалуй, всё.



Как видится будущее театра? «Бог его знает. Театр Леси Украинки или театр Франко будут стоять всегда, и, что бы там ни ставили, туда будут ходить. Ну, а такие, как мы… Живём пока, и живём».


Конечно, театр «Дах» – явление единственное в своём роде. Только жаль, что он – да ещё несколько самобытных театров – вот и всё, что есть по-настоящему ценного на театральных просторах Украины. И все они в Киеве. Расцветёт ли что-нибудь подобное когда-нибудь, например, в Луганске? Хотелось бы верить…


…А потемневшее небо пестрело сполохами молний, продолжая мистерию “Короля Лира”, жутковатую игру света и тьмы. А гром внезапно взорвал тишину, словно барабан “Даха-Брахи”. А некоторые прохожие, спешившие в ту минуту к Лыбидьской”, многозначительно переглядывались.