Наша главная улица пережила не одну трагедию, хотя она относительно молода (первые постройки появились здесь в 1797 году), когда уже много веков существовал густонаселенный Подол…

Крещатик пережил разрушения во время революций и войн, практически отстроен по новой схеме, разработанной в конце 1940-х. В 1950-е годы и возник его помпезный, но величественный ансамбль, изрядно подпорченный современными новоделами. Ощутимый удар нанесли и его главной площади — Майдану Незалежности, и прилегающим районам, где на задворках выстроили высотные уродцы современные архитекторы, танцующие под дудку богатеньких буратин.

Не украшает Крещатик и установка всевозможных современных лабазов (смехотворных избушек и палаток), и перепрофилирование его магазинов, и сонм сомнительных игровых павильонов и т. д.

Нынешнее решение — уничтожение около двух сотен каштанов, реализуйся оно, — пожалуй, будет еще одним страшным преступлением перед Киевом и киевлянами.

Не совсем ясна мотивировка чиновников, которые утверждают, что эти деревья плохо переносят наш климат… С осени 1952 года, когда маленькие киевляне (ученики школ) и ветераны Великой Отечественной войны высадили здесь каштановые деревца и аж до 2007 года погибло не более трех десятков каштанов. Остальные роскошно цветут, услаждая взоры киевлян и гостей вот уже 55 лет. Думается, что решение уничтожить эту символическую для Киева, да и всей Украины аллею продиктовано не “заботой” о Крещатике, а банальными интересами тех, кто хочет развивать здесь бизнес, устроив на месте аллеи очередные торговые ряды, платные стоянки для автомобилей… А под шумок, может, и высадят десяток-другой саженцев теперь уже розовых каштанов, которые якобы более устойчивы к нашему климату.

Все это шито белыми нитками. Вместо того чтобы подлечить некоторые больные деревья (их всего пара десятков) или заменить новыми, под угрозой оказалась аллея, которую, к слову, нужно было бы признать как минимум памятником садово-паркового искусства местного значения.

Ну а теперь перенесемся в историю непростого освоения этой улицы, дабы получше осознать, что мы теряли и продолжаем терять. Вот выдержки из статьи архитектора Матусевича “Роль Хрещатика в організації центра м. Києва”, напечатанной в первом номере журнала “Вісник Академії архітектури УРСР” за 1948 год (перевод на русский язык мой. — Авт.): “Это пространство, свободное или почти свободное от застройки, было покрыто громадными массивами зеленых насаждений: садами, рощами, в частности и знаменитыми липовыми, которые и дали этой местности название “Липки”. Эта живописная местность выделялась подковообразной долиной в самостоятельное плато, занимающее центральное положение между высотами Старого Киева (с северной стороны) и Печерска (с южной стороны). Часть этой подковообразной долины со стороны Старого Киева называлась Крещатицкой долиной, а вторая часть, со стороны Печерска, — Кловской долиной. На стыке эти две долины переходят в одну широкую, которая раскинулась вдоль обеих сторон Прозоровского яра”. Как видим, такая топографическая особенность обусловила бесплановую и хаотичную застройку средневекового Киева.

Застройка на высоких местах создала тот силуэт Киева, которым восхищаются современники.

В упомянутых выше долинах протекали Крещатицкий, Кловский и Прозоровский ручьи. Эти ручейки собирали и отводили воды с холмистых частей в речку Лыбедь.

Архитектор Матусевич справедливо отмечал, что “в контуры этих долин вписывались и пути, соединяющие части города между собой, и город с окраинами. Это были основные транспортные артерии тогдашнего города”. Еще до принятия регулярного плана застройки Киева первым начинает превращаться в улицу путь по Крещатицкой долине на участке от спуска на Подол и до нынешней Прорезной улицы. Этот участок застраивался неказистыми деревянными домиками. И только постепенно улица превращается в главную, респектабельную, с застройкой общественного значения. Здесь располагались театр, здание Думы, магазины, кинематограф, почта, телефон и т. д.

Правда, в Генеральном плане 1837 года (первом регулярном плане застройки Киева) Крещатику еще не отводится роль центральной улицы и одной из главных транспортных артерий.

“Планировочная сетка улиц проекта 1837 года, пишет Матусевич, — охватила Старый Киев, Подол и значительные пространства для нового развития. Из-за того, что новые территории превышали в несколько раз площадь Старого Киева и выдвинулись далеко на юго-запад от центров, планом намечено было создание нового городского центра. Место для такого центра определили на южном конце Старокиевского плато и закрепили пересечением двух осей запланированной композиции — Бибиковского бульвара и Университетской улицы (теперь бульвар Шевченко и Владимирская улица) приблизительно в геометрическом центре нового города”.

Крещатику в структуре этого плана отвели сравнительно скромное место. Он не получил достаточно независимого планировочного решения и как центральное звено единственной к тому моменту транспортной артерии Подол—Демеевка.

Следует отметить, что геометрическая система планировки образца 1837 года (штамп шахматной сетки николаевской эпохи) пренебрегла топографическими особенностями Киева, что привело к появлению крутых подъемов на многих новых улицах и ликвидации нескольких существующих на тот момент удобных путей как для транспорта, так и для отвода атмосферных осадков.

Эта система изменила трассу предшествующего магистрального пути на Васильков, который пролегал в естественных условиях долины. Новый Васильковский тракт провели выше по склону, чем был вызван и излом продольного профиля Крещатика на участке между Бессарабкой и бульваром Тараса Шевченко.

Нерешенные из-за этого планировочные задачи привели в конце концов к тому, что новая улица стала затапливаться ливневыми водами, потому что единственный выход старой трассы был окончательно ликвидирован новыми строениями. Оставались нерешенными и площади как узлы пересечения Крещатика с перпендикулярными ему улицами.

На Крещатике строили свои особняки преимущественно чиновники высоких рангов, офицеры, богатые купцы и промышленники…

“Получив по плану 1837 года окончательные контуры, Крещатик начал быстро застраиваться на всем своем протяжении и по характеру застройки оставался улицей с огромными усадьбами и садами, поскольку все долины вокруг Липок, как и само плато, были издавна покрыты зелеными насаждениями: лесами, рощами, садами, виноградниками и шелковицами”, — писал Матусевич. Постепенно застраивали и улицы, прилегающие к Крещатику, чем в итоге и закрепили ошибки, допущенные при планировании этого района. Так были закрыты выходы в район Печерска и Зверинца, о чем свидетельствует более поздний план города образца 1883—1888 годов.

Будучи звеном мощной транспортной магистрали, Крещатик выполняет и эти функции. По мере развития всего города транспортное значение Крещатика росло. Как и в наши дни, многие транспортные потоки стекались на Крещатик и проходили по всей его длине.

Со второй половины XIX столетия, то есть в период развития капитализма, экономический профиль Киева, и в частности Крещатика, начинает резко изменяться. Сюда проникает коммерческая деятельность, здесь появляются магазины и различные торговые предприятия.

Застройка Крещатика малоэтажками уступила место возведению многоэтажных зданий с большими торговыми помещениями.

В этот период здесь разместилось огромное количество акционерных обществ, банков, бюро, других объектов, присущих торгово-деловому центру. С 1876 года Крещатик становится административным центром города. Сюда перевели с Подола Городскую управу, которая поселяется в огромном здании, выстроенном на нынешнем Майдане.

Считалось, что возведение этого здания уничтожило самую красивую площадь Крещатика. Теперь вот здания Думы нет, а площадь вряд ли красивая…

С развитием города Крещатик, казалось бы, должен был обогатиться домами отменной архитектуры. Однако этого не случилось. “Отгородив к этому времени почти весь Крещатик высотными зданиями и закрыв от улицы богатые внутриквартальные зеленые насаждения, строительство пошло в глубь кварталов, заменив прекрасные сады на живописных склонах Крещатицкой долины высокими коробками зданий с внутренними дворами-колодцами и бесконечным количеством размещенных в них складов, подсобных предприятий, мастерских, выгребных ям, уборных, мусорников, создав в этом районе нестерпимые антисанитарные условия”, — свидетельствовал архитектор Матусевич.

Таким образом, считали “прогрессивные” зодчие, к началу Первой мировой войны 1914 года “загнивающая система капитализма изуродовала здоровую и живописную местность — Крещатицкую долину. Даже самое наилучшее благоустройство Крещатика того времени не могло существенно изменить подобное состояние”. Образно говоря, Крещатик был сравнительно привлекательной витриной, за которой скрывались грязь и неустроенность.

Развитие Крещатика как торгово-делового центра Киева (в наше время в ходу такое странное понятие, как “торгово-развлекательный центр”) продолжалось до 1914 года. К этому времени Крещатик уже изрядно перегрузили не только строениями вдоль и в глубине кварталов, но и всевозможными видами транспорта, значительно сократив количество зеленых насаждений, превращая улицу в “каменный мешок”. А кроме того, улица страдала от подземных хаотически построенных коммуникаций. Строительство многоэтажных жилых домов выходило за пределы Крещатицкой долины. Такая застройка начала охватывать и район аристократических особняков на Липках…

Начало Первой империалистической войны, последовавшие за ней революции остановили строительную деятельность не только на Крещатике, но и во всем городе.

Вот с таким наследием и вступил Крещатик в фазу перестройки Киева в “социалистический административно-хозяйственный, промышленный и культурно-образовательный центр Советской Украины”. В 1930-е годы в связи с переносом столицы из Харькова в Киев архитекторы занялись перестройкой существовавших на Крещатике зданий, придавая улице “социалистический” вид. Кроме того, здесь разместили значительное количество конторских учреждений, открыли универсальные продовольственные магазины и магазины промышленных товаров. Переезд правительства из Харькова в Киев сопровождался тем, что наряду с существовавшими учреждениями губернского, а позже окружного центра на Крещатике, в приспосабливаемых для этого зданиях разместились и многочисленные учреждения республиканского уровня. Генеральный план Киева, разработанный в 1936—1940 годах, реализовали не полностью, что само по себе неплохо, ибо мы знаем, за счет каких объектов планировалось выстроить новый Правительственный центр… А дальше была Вторая мировая война. Во время оккупации Крещатик был взорван и выгорел вследствие бушевавших здесь пожаров. По окончании войны власти Советской Украины разработали новую концепцию возрождения главной улицы страны. Здания, которые можно было восстановить, просто разобрали, благодаря чему значительно расширили улицу, сделав ее удобной для прогулок киевлян и гостей. Так здесь и появилась та знаменитая аллея, с рассказа о которой и начинается статья.

На Крещатике всегда бурлила жизнь, здесь происходили массовые народные гуляния и парады. Кроме того, Крещатик — традиционное место встречи и киевлян, и гостей. А посему нужно сохранить то немногое, что досталось нам от предшественников, и передать уже нашим потомкам. В том числе и знаменитую каштановую аллею. А что делать с транспортной проблемой и организацией стоянок автомобилей? Советов и рекомендаций здесь предостаточно, но главное — не решать вопрос с помощью пилы.

В статье использованы фотодокументы из фондов Национальной Парламентской библиотеки Украины