Дом со шпилем” или “Замок барона” на открытке начала ХХ в. Справа – двухэтажный особняк барона М. Штейнгеля, которого спустя годы навечно свяжут с особняком.
ГАЗЕТА ПО-КИЕВСКИ своими публикациями “ТОП-10 старинных домов Киева, которым угрожает снос” и “Еще один старинный дом снесли «под елку» привлекла внимание властей, общественных организаций и СМИ к преступной практике сноса киевских старинных особняков. Появление этих статей было вызвано вопиющим событием – сносом в ночь с 29 на 30 декабря 2010 года особняка постройки 1909 года на Почтовой площади (ул.Сагайдачного, 1б).
Защиты требуют, по мнению ГАЗЕТЫ ПО-КИЕВСКИ особняки и здания столицы по следующим адресам:Софиевская, 20, 21 (напротив колокольни Софиевского собора)Сковороды,1, дом киевского войта Г. КиселевскогоБольшая Васильковская, 50 (здание в стиле модерн)Усадьба Мурашко (четыре дома на улице Малой Житомирской 1909 года постройки)Усадьба Меленского (ул. Хорива,13/11)Дом Сикорского (Ярославов Вал,15б)Мельница Бродского на Почтовой площади. До наших дней из трех зданий 1857–1920 годов осталось только одно, два других снесли под строительство гостиницы в начале Набережно-Крещатицкой улицыДва дома на Боричевом ТокуПять зданий «пивоварного завода Марра» (1860–82 годов постройки) на улице Фрунзе, 35.«Замок барона» возле Золотых Ворот (Ярославов Вал, 1).


Любимый киевлянами “Замок барона”
В ответ на публикации ГАЗЕТЫ ПО-КИЕВСКИ столичные власти заверили, что старинные особняки не будут сноситься – передаваться в частные руки инвесторам, чтобы после ремонта открыться для киевлян и туристов. Отдельно обсуждалась и судьба особ любимого киевлянами “Замка барона”. – Это памятник архитектуры. Снести его нельзя, разве что реконструировать, – заявил заместитель главы Киевской городской госадминистрации Леонид Новохатько.
Тем не менее этот старинный особняк давно находится в частной собственности, состояние его крайне плачевное, а на стене висит объявление “Продажа”.


На первом этаже особняка – несколько отремонтированных помещений
Этот киевский дом, похожий на рыцарский замок, был построен в 1898 году для польского магната Михаила Подгорского. Разработал проект здания архитектор Николай Добачевский. После смерти М. Подгорского новым хозяином дома стал дворянин Карл Ярошинський. Следующим владельцем “замка” стал знаменитый предприниматель и владелец сахарных заводов Лев Бродский.Следует заметить, что дом дошел до нас почти в неизменном состоянии и является прекрасным образцом постройки в стиле модерн.


Людская молва связала особняк вовсе не с польским магнатом, а с бароном Максимом Штейнгелем, известным предпринимателем и виноделом. Да и название «Замок барона» закрепилось за домом на Ярославовом валу намертво. 
Хотя в конце позапрошлого века «Домом Штейнгеля» назвали еще одно здание: дом на улице Воровского, д. 27, который радует глаз своими готическими формами. Принадлежал он, правда, не Максиму Штейнгелю, а его младшему брату, Рудольфу Васильевичу — инженеру путей сообщения и статскому советнику, который жил здесь в 1877—1892 годах. Летом 1877 года Максим Васильевич принял участие в строительстве новых зданий на территории семейной усадьбы, среди которых выделялся флигель, удивительно напоминающий замковые очертания дома на Ярославовом Валу, д. 1.


Где же на самом деле обитал старший Штейнгель? Сохранилось интересное рекламное объявление, опубликованное в киевских газетах конца века. «Виноградные вина барона М. Штейнгеля из садов имения Туихшо в Черноморской губернии. Винный погреб в Киеве, на Большой Подвальной, д. 3. Большой запас старых выдержанных вин. Заказы, которые передаются в погреб на Б. Подвальной, д. 3 почтой или телефоном № 91 исполняются немедленно». Итак, барон поселился не в том доме, который сегодня ассоциируется с его именем, а в доме номер три по ул. Большой Подвальной, которая позже получила название Ярославов вал. Очевидно, его особняк был известен всем, и когда через двадцать лет слева от усадьбы вырос замок, у обывателей не оставалось сомнений, что это дело рук Штейнгелей.
На самом деле обстоятельства складывались совершенно иначе. Помещик Михаил Подгорский решил не «ударить лицом в грязь» перед своими конкурентами — купцами и предпринимателями — и удивить город чем-то экзотическим. Это было то время, когда «вызревали» в проектах и Замок Ричарда, и Дом с химерами и другие архитектурные «изюминки» столицы. 
Выбор помещика пал на гражданского инженера Николая Добачевского, который, несмотря на свою молодость, успел объездить полмира и даже участвовал в строительстве Панамского канала. Талантливый зодчий предложил эскиз, который мог бы послужить замечательной заставкой к сказкам Шарля Перро или романам о странствующих рыцарях. Заказчик был доволен.


Но не всем нравились лирические новации мастера. У Добачевского появились недоброжелатели, начались интриги, в результате чего он был вынужден покинуть город. Фамилия Добачевского не вошла в историю Киева, как, например, Городецкого, Шимана, Шилле, Шлейфера и других прославленных зодчих. Но дивный «рыцарский замок» у Золотых ворот уже более ста лет дышит ветрами дальних странствий и напоминает о его романтическом авторе.