Движение транспортных фанатов, как называют себя любители общественного транспорта, характерно для многих городов мира. В Киеве оно образовалось вокруг интернет-сайта «Памяти киевских трамваев» (http://www.mashke.org/kievtram/), созданного киевским эмигрантом Стефаном Машкевичем, проживающим в Нью-Йорке. Не удивительно, что активность «форумчан» со временем вышла за пределы интернета…

– Летом 2006 года мы захотели отметить день рожденья одного из наших участников, Егора Авраменко, в «транспортном» духе, – вспоминает Евгений Гура, куратор проекта восстановления трамвая «Татра Т-2». – Вот и вспомнили про ретро-трамвай, построенный еще в 1989 году на основе дореволюционного вагона. Однако он оказался «на приколе», и мы предложили его восстановить… Согласовали с управлением «Киевпастранса», с депо, что мы делаем салон, они – ходовую часть. И уже 2 октября, в день презентации, вагон обслуживал свадьбу!

…Во время презентации энтузиасты увидели в депо трамвай-кафе. С мягкими креслами-купе, столиками, кухней – еще в 1992 году его переделали в VIP-вагон, но в 2006-м он тоже стоял на задворках депо.

– На радостях от успеха с ретро-вагоном мы посоветовались – а давайте сделаем! Вот завтра придем и начнем делать, – продолжает Евгений Гура. – И на следующий день начали очищать корпус от старой краски. Работы было больше, чем с ретро-вагоном, но уже в мае 2007 года трамвай-кафе вышел из цеха. Одновременно, совместно с Борщаговским депо, начали делать двухвагонный поезд – мы решили показать пассажирам, какой должен быть трамвай.

Поставили хорошие поручни, мониторы, звук, – чтобы внутри все было хорошо, а сотрудники депо делали ходовую часть; так получился образцово-показательный вагон. Так в середине июня 2007 года уже все 4 «наши» вагона участвовали в трамвайном параде по случаю 115-летия киевского трамвая. А этот, в Дарнице, – уже пятый!

– Эту «Татру» планировали переделать в прогулочный вагон еще в 2003 году, – продолжает Евгений Гура. – Мы даже нашли техосмотры за 2002 год – тогда она еще ездила как служебная, а одно время – как инкассаторский вагон, собирать выручку по киоскам. Однако успели только разобрать, заменить обшивку – и… поставили под забор… В эту субботу мы очистили вагон от мусора и хлама и подготовили к кузовным работам – нужно и крышу переварить и покрасить.

Энтузиасты продолжат работы уже после того, как в депо восстановят электронику и ходовую часть – ведь это должны делать специалисты. А тем временем планируют помогать материалами и запчастями. И для этого уже подключили чехов.

– На наш призыв откликнулись в Чехии – ведь вагон построен на местном заводе. «Связным» стал бывший киевлянин Владимир Навроцкий, водитель трамвая в Праге. От нашего имени он побеседовал с руководством Пражских ремонтных мастерских. Водители уже собрали и прислали нам первый пакет запчастей, а руководство мастерских обещает целую фуру! Сначала они предлагали вообще забрать трамвай и отремонтировать за свой счет в Праге, однако мы отказались, учитывая возможные проблемы на таможне. Также чехи пообещали организовать фонд помощи ремонту трамвая.

Справочная “Газеты…”

Таких трамваев остались единицы

Этот вагон уникален – таких трамваев выпущено всего 771 штука, в Киев попало 50. А ведь трамваи – это такая же часть городского пейзажа, как и здания: на многих исторических фотографиях центра Киева еще небольшие вагончики. Как восстанавливают раритетные автомобили – так и трамваи, троллейбусы, автобусы, железнодорожный транспорт.

– Первые вагоны «Татра Т-2» пришли в Киев в 1961 году, однако вскоре начали поставлять новую модель – «Т-3», привычную для киевлян, – рассказала «Газете…» заведующая музеем электротранспорта Киева Лидия Ливинская. – А таких в мире осталось единицы – пара в России и несколько в Чехии. Хорошо, что вагон будет на Левом берегу – ведь там на самом деле тоже есть где проводить экскурсии: Позняки, Красный Хутор, Дарница.

А вот еще легенда

В Конотопе трамвай построили сами

История трамвая знает немало примеров общественных инициатив. Например, Винница договорилась со швейцарским Цюрихом и получает бесплатно десятки трамвайных вагонов (правда, 1960-х годов, но в отличном состоянии). А в Конотопе вообще трамвай построили… сами жители!

– Конотоп в этом плане вообще уникальный город, – рассказала Лидия Ливинская. – Еще когда проложили железную дорогу и российский император ехал поездом в Одессу, здесь случилась заминка – пришлось пересесть на лошадей. А император приказал: построить лучшую станцию, на обратном пути проверю! Помогали соседи – и сделали!

А в 1949 году методом народной стройки здесь построили трамвай. Жители обращались к городскому, республиканскому руководству – все отказывали, городок ведь небольшой. Но конотопцы пошли на хитрость, написали письмо Сталину: «Подарим вам к 70-летию трамвай». Сталин ответил: «Согласен, благодарен». Тут уж никто не мог отказать.

В первые дни на стройку вышло больше трех тысяч горожан, подключилась стоявшая в Конотопе дивизия железнодорожных войск, а местное начальство набралось смелости бросить клич на весь Союз – помогите, кто чем сможет! Из Москвы передали два вагона постановлением Совета Министров СССР. И всего за полгода проложили рельсы и доставили вагоны. Сейчас это одна из самых маленьких трамвайных сетей в Украине, в основном одноколейная. На некоторых улицах нет даже асфальта – но есть рельсы.

На субботнике энтузиасты очистили вагон от мусора и осмотрели «старичка» – к восстановлению пригоден!

А вот с задним окном придется повозиться

Один из первых вагонов «Татра Т-2» на улицах Праги. Трамвай восстановлен для Музея городского пассажирского транспорта, открытого еще в 1993 году – там собрано более 40 единиц исторической техники. Теперь пражане помогают киевлянам