Некоторые исследователи предполагают, что Троещина имеет непосредственное отношение к легендарной Трое, воспетой Гомером. Версия необычная. Но остатки поселений времен неолита, трипольской культуры и бронзового века (VI-II тыс. до н.э.) здесь действительно обнаружены. А “Троянова земля” и “Трояновы внуки”, о которых вспоминает автор “Слова о полку Игореве”, заставляют нас лишний раз задуматься.

Наименование Троещина, как, впрочем, и Воскресенская слободка, произошли от названий храмов и монастырей, которым принадлежали здешние земли. Например, Троицкий Больничный монастырь Киево-Печерской лавры владел северными угодьями Заднепровья, о чем сообщалось в грамоте, данной этой земле еще Петром I в 1720 году. Документ гласил, что лаврским монахам дозволено “владеть на сей стороне Днепра в Киевском уезде деревнею слывущею Троещина”.

О воскресенских землях имеется информация в работе историка Захарченко “Киев теперь и прежде”: “В начале ХVII столетия подольской церкви Воскресения принадлежало находящееся на левой стороне Днепра, против Подола, селение, дарованное ей князьями Рожинскими и получившее оттого название Воскресенской слободки”.

Следует заметить, что еще до упомянутых князей в ХVI веке, это село даровал Воскресенской церкви зажиточный казак Евстафий Дашкевич, а местность за Днепром называлась “земля Евстафиевская”. При Петре I и губернаторе Голицыне, слободка так понравилась светлейшему князю, что он переименовал ее в Губернаторскую. Но “божественные” названия во имя Святой Троицы и Воскресения Христова оказались долговечнее.

А вот святого Вигуры в православных святках не существует. Зато фамилия была настолько популярна, что исследователи не первое столетие “ломают копья” — какой же из Вигур является родоначальником топонима “Вигуровщина”? Закревский упоминает о грамоте князя Константина Острожского о владении землями на левом берегу Днепра, которой он жалует Михайловский Златоверхий монастырь. А передал эту грамоту игумену обители “служебник” киевского воеводы, Ян Вигура. Видимо, тот, что подарил монастырю и Вигуровщину.

Есть сведения, что польский король Сигизмунд III в 1607 году подарил эти земли киевскому ключнику (высокая должность в иерархии ремесленных цехов) Станиславу Вигуре, вероятно, родичу “служебника” Яна. Любопытно, что новый хозяин тоже жалует полученные угодья Михайловскому монастырю. А в 1654 году гетман Богдан Хмельницкий окончательно закрепляет “местечко Вигуровсчизну” за Златоверхой обителью.

Но Вигура не единственный претендент на обладание местностью. В более ранние времена она называлась Милославичи, и ее “мило славили” совершенно другие хозяева. Троещину же именовали Чуриловщиной. Но все это уже после того, как великий князь киевский на заброшенном участке земли построил себе великолепный дворец с символическим названием “Рай”.