В Киеве сотрудники музея показали театральное представление «Священные сокровища», в котором рассказали о реликвиях мировых религий (сами написали сценарий, сыграли роли, одевшись в костюмы соответствующих эпох и народов, изготовленные студентами Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука).

Кромешная тьма в холле музея встречает экскурсантов. Только одинокая свеча в руках музейщика рассеивает темноту. Он и приглашает осуществить путешествие во времени по мировым религиям, проследив историю на оригинальных украшениях, которые представлены в экспозиции. Путешествие начинается с Х века. Возле стендов с украшения дохристианских времен мастер (Александр Шарапата), осеняемый огоньком свечи, рассказывает об уникальных произведениях своей «мастерской» — серебряных фигурках коней и волхвов, водящих хоровод. Эти уникальные экспонаты когда-то украшали одежду языческих волхвов.

— Работаю у князя, перенял талант у отца, а тот — у деда моего, — рассказывает мастер. — Знаю значения символов, о которых ни князь, ни княжич не имеют представления. Велес мне в торговле помогает, Сварог благословляет огнем труды мои.

Чтобы перейти к эпохе христианства, авторы вводят в сценарий образ княжны Янки. Ее убранство выдержано в традициях времен Киевской Руси. Девушка просит кузнеца сделать свадебные украшения, потому что она выходит замуж за романского царевича. Экскурсанты узнают, что, кроме традиционных сегодня украшений, женщины из княжеских родов украшали волосы уникальными уборами, которые опускались, «как дождевые потоки», на виски. На изделиях отчеканены присущие для той эпохи символы: птицы с лицом человека — сирены, которые поют о весне и любви, а также изображения языческих богов — Лады и Леля.

Дальше путешествие ночной экскурсии останавливается в XVIII веке. Здесь настоятельница одного из киевских монастырей (Наталия Малюк) встречает свою сестру Марию — жену конотопского сотника, которая приехала к монахине посоветоваться, как строить церковь и чем ее, по традиции, украшать.

— В каждой церкви должен быть крест в алтаре, который символизирует царство небесное, — рассказывала сестре монашка. — Такой крест изготавливали опытные мастера, как например, хрест-Мощевик в 1671 году сделал из серебра и сердолика Федор Золотарь. В каждой церкви должно быть Евангелие, традиционно украшенное ликами четырех евангелистов и ангелами, которые держат орудия страстей Христовых…

Оригинальный сценарий работников музея благодаря введениям разных персонажей помог органично переходить от одной религии к другой. Так, для подготовки экскурсантов к восприятию драгоценностей ислама в представлении появляется третья сестра монахини и жены сотника — Ганнуся, которую якобы похитили татары и заставили принять мусульманскую веру в Крыму.

В зале иудаизма мастер-христианин рассказывает, как он изготавливает для евреев серебряные короны с маленькими колокольчиками для священных текстов торы. Целая наука разных символов упрочилась веками в этой религии, а среди них встречаем и традиционную для христианства виноградную лозу. Особое внимание обращают на себя необычные для христиан указки — небольшие серебряные палки, которые заканчиваются вытянутым указательным пальцем на изображенной руке. С помощью такого предмета евреи читают каждую букву торы, «чтобы грешная рука читателя не загрязняла Святое Письмо». Рассказ о традиции отца дарить дочери перед замужеством священную книгу Эстер слышат посетители из уст молодой еврейки.

А заканчивается экскурсия представлением драгоценностей католического зала. Среди экспонатов — роскошная дароносица с фигурой Христа, украшенная 12 драгоценными камнями, символизирующими апостолов, а мастер объясняет разницу между христианской и католическими верами.

— В отличие от европейских музеев, мы практикуем ночные экскурсии в течение всего года, предварительно формируя небольшие группы по 15 человек, — рассказывает директор музея Людмила Строкова. — Приятно, что вечерние мероприятия больше посещает молодежь.

Четвертый год подряд Музей исторических драгоценностей Украины принимает участие в Международном проекте «Музейная ночь» по инициативе Министерства культуры и коммуникации Франции при поддержке Международного комитета музеев. В Киеве сотрудники музея показали театральное представление «Священные сокровища», в котором рассказали о реликвиях мировых религий (сами написали сценарий, сыграли роли, одевшись в костюмы соответствующих эпох и народов, изготовленные студентами Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука).

Кромешная тьма в холле музея встречает экскурсантов. Только одинокая свеча в руках музейщика рассеивает темноту. Он и приглашает осуществить путешествие во времени по мировым религиям, проследив историю на оригинальных украшениях, которые представлены в экспозиции. Путешествие начинается с Х века. Возле стендов с украшения дохристианских времен мастер (Александр Шарапата), осеняемый огоньком свечи, рассказывает об уникальных произведениях своей «мастерской» — серебряных фигурках коней и волхвов, водящих хоровод. Эти уникальные экспонаты когда-то украшали одежду языческих волхвов.

— Работаю у князя, перенял талант у отца, а тот — у деда моего, — рассказывает мастер. — Знаю значения символов, о которых ни князь, ни княжич не имеют представления. Велес мне в торговле помогает, Сварог благословляет огнем труды мои.

Чтобы перейти к эпохе христианства, авторы вводят в сценарий образ княжны Янки. Ее убранство выдержано в традициях времен Киевской Руси. Девушка просит кузнеца сделать свадебные украшения, потому что она выходит замуж за романского царевича. Экскурсанты узнают, что, кроме традиционных сегодня украшений, женщины из княжеских родов украшали волосы уникальными уборами, которые опускались, «как дождевые потоки», на виски. На изделиях отчеканены присущие для той эпохи символы: птицы с лицом человека — сирены, которые поют о весне и любви, а также изображения языческих богов — Лады и Леля.

Дальше путешествие ночной экскурсии останавливается в XVIII веке. Здесь настоятельница одного из киевских монастырей (Наталия Малюк) встречает свою сестру Марию — жену конотопского сотника, которая приехала к монахине посоветоваться, как строить церковь и чем ее, по традиции, украшать.

— В каждой церкви должен быть крест в алтаре, который символизирует царство небесное, — рассказывала сестре монашка. — Такой крест изготавливали опытные мастера, как например, хрест-Мощевик в 1671 году сделал из серебра и сердолика Федор Золотарь. В каждой церкви должно быть Евангелие, традиционно украшенное ликами четырех евангелистов и ангелами, которые держат орудия страстей Христовых…

Оригинальный сценарий работников музея благодаря введениям разных персонажей помог органично переходить от одной религии к другой. Так, для подготовки экскурсантов к восприятию драгоценностей ислама в представлении появляется третья сестра монахини и жены сотника — Ганнуся, которую якобы похитили татары и заставили принять мусульманскую веру в Крыму.

В зале иудаизма мастер-христианин рассказывает, как он изготавливает для евреев серебряные короны с маленькими колокольчиками для священных текстов торы. Целая наука разных символов упрочилась веками в этой религии, а среди них встречаем и традиционную для христианства виноградную лозу. Особое внимание обращают на себя необычные для христиан указки — небольшие серебряные палки, которые заканчиваются вытянутым указательным пальцем на изображенной руке. С помощью такого предмета евреи читают каждую букву торы, «чтобы грешная рука читателя не загрязняла Святое Письмо». Рассказ о традиции отца дарить дочери перед замужеством священную книгу Эстер слышат посетители из уст молодой еврейки.

А заканчивается экскурсия представлением драгоценностей католического зала. Среди экспонатов — роскошная дароносица с фигурой Христа, украшенная 12 драгоценными камнями, символизирующими апостолов, а мастер объясняет разницу между христианской и католическими верами.

— В отличие от европейских музеев, мы практикуем ночные экскурсии в течение всего года, предварительно формируя небольшие группы по 15 человек, — рассказывает директор музея Людмила Строкова. — Приятно, что вечерние мероприятия больше посещает молодежь.